23.12.2013 23:19
Уходящий год для мировой экономики выдался противоречивым. С одной стороны, в мире продолжали кипеть страсти, вызванные событиями вокруг Сирии или Кипра; с другой, именно в 2013-м в мировой экономике все постепенно начало становиться на свои места.
Запад пошел на поправку
Сегодня с осторожным оптимизмом можно говорить, что глобальный кризис, господствовавший на просторах мировой экономики с 2007 г., потихоньку начал сдавать позиции.
В первую очередь, это относится к США. На протяжении последних пяти лет американская экономика демонстрирует устойчивый рост, причем в 2013 г. он был самым большим среди развитых стран. Непрекращающиеся споры демократов и республиканцев хотя и привели к кратковременному коллапсу бюджетной системы, но преимущественно благодаря им впервые за пять лет дефицит федерального бюджета США снизился и составил $680 млрд, или 4,1% ВВП, против примерно $1,1 трлн годом ранее.
На протяжении года весь мир с замиранием сердца ждал, чем обернется начало сворачивания американскими монетарными властями программы стимулирования экономики QE3. В декабре об этом было объявлено окончательно. Вопреки тревожным прогнозам, реакция рынков на решение о сокращении долларовых вливаний оказалась достаточно благоприятной: известие не привело к обвалу цен на нефть и скачку стоимости американской валюты.
Также уходящий год ознаменовался для Америки новыми успехами в деле обретения энергетической независимости. В октябре впервые за 19 лет добыча нефти в США превзошла объемы ее импорта. На сегодняшний момент еженедельное производство нефти в стране на 17,5% превышает прошлогодние объемы и на 56,1% объемы 2007 г., а производство природного газа превзошло результаты 2007 г. на 27,8%. Предполагается, что уже к 2016-му США станут крупнейшим производителем нефти в мире, опередив Россию и Саудовскую Аравию.
Долгожданный свет в конце тоннеля забрезжил и для Европы. Самым неприятным событием этого года стала фактическая конфискация депозитов на Кипре, а также стагнация и высокий уровень безработицы в южных областях континента. В остальном европейская экономика демонстрировала легкие признаки выздоровления. Так, в третьем квартале из двухлетней рецессии вышла Испания, наиболее пострадавшая от кризиса.
Восток стремительно меняется
Довольно интересным и позитивным оказался уходящий год для стран Востока, и здесь первую скрипку играл Китай, заявивший о готовности приступить к кардинальным изменениям в своей экономической стратегии. Глава правительства КНР Ли Кэцян не стал использовать меры стимулирования общего экономического оздоровления, а вместо этого занялся сокращением избыточных мощностей и снижением финансовых рисков. В середине года Госсовет опубликовал план сокращения избыточных производственных мощностей в ряде отраслей: "под нож" будет отправлена сталелитейная и алюминиевая промышленность, судостроение и стекольное производство.
Еще летом руководство КНР заявляло о грядущих переменах в экономической политике и отказе от статуса "мастерской мира". В скором будущем Китай отводит себе роль глобального лидера в части производства высокотехнологической продукции и создания самих технологий. Принятое китайским руководством решение способно серьезно изменить роль страны на мировой арене.
Смена модели продиктована в том числе и тем, что китайские власти столкнулись с полным или почти полным исчерпанием своего главного конкурентного ресурса – дешевой рабочей силы. Это сделало многие производственные предприятия неэффективными и послужило основанием для их закрытия или вывода в другие страны.
Удастся ли Китаю таким образом перескочить из категории развивающихся в категорию развитых стран – неизвестно. Однако уже сегодня китайский "нефритовый заяц" достиг поверхности Луны и приступил к ее исследованию.
Особый путь России
В отличие от остального мира, постепенно выходящего из кризиса, ситуация в экономике России на протяжении года продолжала стремительно ухудшаться. Главная особенность этого процесса – то, что экономический рост сокращался на фоне стабильно высоких цен на нефть. Единственным выводом из чего является предположение о полном исчерпании действующей экономической модели, окончательно потерявшей эффективность.
О том, что система дает сбой, стало ясно уже в начале года. Однако власти до последнего не хотели верить в происходящее, продолжая строить радужные планы: президент и премьер делали акцент на необходимости серьезного экономического роста на протяжении, по крайней мере, пяти лет. "Рост должен быть не менее 5% в год. Да, это очень амбициозная, крайне сложная задача, но она не невыполнима", – заявлял в начале года глава правительства Дмитрий Медведев. По его словам, в ближайшие пять лет появится "посткризисный мир", в котором будут новые "технологические и социальные альянсы и приоритеты, экономические и валютные конфигурации". В связи с чем предстоит принимать стратегические, иногда болезненные решения и трансформировать вызовы в новые возможности и источники стабильного развития.
На деле все сложилось иначе, и о 5%-м росте ближе к середине года перестали вспоминать. Российская экономика от развития перешла к стагнации. По оценкам МЭР, экономический рост по итогам года составит 1,4%, а отток капитала из страны - $70 миллиардов.
Заместитель главы МЭР Андрей Клепач назвал уходящий год годом упущенных возможностей. "Год не оправдал ожиданий и стал годом упущенных возможностей с точки зрения того, чтобы противодействовать негативным тенденциям в экономике", – заявил замминистра, заметив, что в 2013 г. реализовался сценарий паузы роста, консервативный сценарий, которого ведомство надеялось избежать.
Однако пессимизм экспертов и министров относительно экономических результатов года не разделяет президент РФ Владимир Путин. По его словам, год, напротив, выдался неплохим. "Год был трудовым, рабочим", – заявил он на итоговой пресс-конференции.
Добавить в общую картину оптимизма в ходе уже своей пресс-конференции попытался и глава правительства. По словам премьера, "ситуация находится под контролем". Медведев подчеркнул, что в России нет проблем с безработицей; кроме того, "у нас небольшой долг и хорошие резервы".
Однако со своим заявлением о низком уровне безработицы премьер-министр несколько запоздал. Последние исследования все чаще фиксируют негативные изменения на рынке труда, в результате которых найти работу россиянам становится все трудней, а потерять – все легче. Дальнейшее ухудшение ситуации в промышленности неизбежно приведет к тому, что общий показатель безработицы будет расти.
Банковский кризис: начало положено
Еще одной крайне негативной историей стал вал отзывов лицензий у коммерческих банков. С начала года ЦБ отозвал лицензии у 30 банков, причем большая часть отзывов (27) пришлась на вторую половину года. И это определенно только начало нового и пока до конца не понятного экспертам тренда. Скорее всего, на банковском рынке начата серьезная чистка.
Одной из основных причин происходящего называется рост числа сомнительных операций, проводимых российскими банками: по словам главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, их объем за девять месяцев 2013 г. составил $22 миллиарда.
О том, какие еще грехи российских банков всплывут под зорким оком нового председателя ЦБ, можно только догадываться. Но в том, что эти отзывы лицензий были не последними, сомнений не испытывает, похоже, никто.
Чистка банковской системы – процесс, безусловно, нужный и правильный. Однако его прямым следствием становится рост панических настроений среди клиентов банков. По словам Набиуллиной, у ЦБ нет черного списка банков. Это означает, что лицензии отзываются по мере набора негативных данных о работе того или иного кредитного учреждения. То есть, узнать о том, кто стал следующим, можно будет только постфактум.
* * *
Подводя итоги, можно сказать, что уходящий год обнажил целый ряд самых серьезных задач, решения которым пока не видно. Именно отсутствие у правительства представлений о том, как бороться с множащимися проблемами, можно назвать главной и наиболее тревожной особенностью уходящего года.
В этот год власти не сделали ничего для того, чтобы сократить отток инвестиций, ограничить растущий монополизм госкорпораций и предотвратить сворачивание малого и среднего бизнеса.
Выбранный в качестве стратегического антикризисного направления путь реализации грандиозных инфраструктурных проектов на государственные средства вряд ли способен переломить ситуацию. В России практически не осталось свободных мощностей, загрузка которых могла бы придать импульс экономике. Также мультипликативный эффект от реализации таких проектов будет минимальным ввиду того, что основные выделенные на них средства будут распределены между госкорпорациями и компаниями, имеющими доступ к административному ресурсу.