21.12.2015 07:01
Федеральная антимонопольная служба и Минэкономразвития ранее говорили, что ждут принятия Госдумой законопроекта до конца года. «Не буду обещать, что поправки будут приняты до конца года, но комитет работает с ними», – сказал председатель комитета Госдумы по экономической политике Анатолий Аксаков.
Поправки лишают госкомпании права на отказ от договора, им придется заключать договор по итогам любой объявленной конкурентной процедуры. Использовать госкомпании смогут только пять способов закупки: либо конкурентные способы (конкурс, аукцион, запрос котировок и предложений), либо закупка у единственного поставщика. Пока на официальном сайте можно найти более 3400 способов закупки: «по результатам переговоров», «нерегламентированная закупка» или «закупки на основе устойчивых хозяйственных связей».
Полностью перейти на закупки в электронном виде госкомпании должны будут с 2017 г., весь 2016 год будет переходный период. Сейчас на электронный аукцион приходится менее 1% всех закупок госкомпаний, по данным официального сайта закупок. В 2014 г. было 2,5%. Увеличение доли закупок через электронные торги на 1% сэкономит 7 млрд руб. в год, говорил в сентябре министр экономического развития Алексей Улюкаев. Бумажные процедуры оставляют возможность фальсификации – подмены документов, преждевременного вскрытия заявок, поясняло Минэкономразвития в презентации. Кроме того, бумажные процедуры неудобны для подачи документов.
Для расширения доступа к заказу госкомпаний появится единый реестр поставщиков, который позволит ввести единую аккредитацию участников закупок одновременно на всех электронных площадках, говорит Чемерисов. Это упростит доступ поставщиков как к закупкам госкомпаний, так и к госзаказу.
Госкомпании должны будут перевести торги на универсальные площадки – сколько их будет, решит правительство, говорит Чемерисов. Отбор планируется проводить в форме открытого конкурса с привлечением неограниченного числа участников в IV квартале. Переход на площадки – тоже болезненный момент, признает директор по закупкам «Россетей» Юрий Зафесов. Не надо думать, что площадки – это магазин, они технологически привязаны к производственным процессам компаний, рассуждает он, не понятно, почему вместо универсальных площадок не сделать одного регистратора, через которого и следить за площадками, и подключать участников.
Госкомпаниям резко сокращают возможные разновидности закупок, тогда так в коммерческих компаниях обычно применяется широкий их спектр, с очень различающимися процедурами для разных категорий продукции и ситуаций, говорит куратор рабочей группы по закупкам Экспертного совета при правительстве Георгий Сухадольский. Разумнее было бы не сокращать возможные процедуры, а ввести разные типы закупок в зависимости от деятельности компании, советует он. Нет возможности упрощенной процедуры хотя бы для мелких закупок ниже 100 000 руб., жалуется один из закупщиков.
Правится и автоматизируется процедура закупки, а не контроль за формированием цен, комментирует партнер «Ценовых и контрактных решений» Вячеслав Белов. Заказчики при закупках часто произвольно определяют начальную цену и некорректно описывают объект закупки, отмечает он. Вы пойдете в магазин, возьмете товар и расплатитесь, но при этом у вас завязаны глаза – не видите ни цены, ни того, что покупаете, говорит Белов. Особенно часто подобные злоупотребления встречаются при закупках у единственного поставщика, заключает Белов.
Избыточные требования к закупкам госкомпаний и экономический кризис уже сделали главным показателем эффективности закупочных подразделений экономию от начальных цен, показал опрос Клуба закупщиков (см. график). Это приводит к снижению доли конкурентных процедур, пишут авторы доклада, опросившие 55 закупщиков компаний.
Ведомости