Главная \ Новости    \ Ольга Мозжечкова: "Первый экспресс: кто виноват и что делать?"      

Ольга Мозжечкова: "Первый экспресс: кто виноват и что делать?"

« Назад

31.10.2013 19:30

Как бы банально и заштамповано не звучали эти вопросы, но именно они сегодня невероятно волнуют огромное количество тульских коммерсантов и предпринимателей - клиентов банка «Первый Экспресс», тех, у кого в этом «авторитетном и успешном» банке были открыты расчетные счета их фирм. Особенно больно ситуация ударила по предприятиям малого и среднего бизнеса, финансовая маневренность которых, к сожалению ограничена.

Юридические лица, в соответствии с законодательством, являются кредиторами последней очереди и по самым «оптимистичным» прогнозам по окончании довольно длительного процедурного периода клиенты разорившего их банка получат «ничего», учитывая, что по сообщению ЦБ «проблемы платежеспособности "Первого Экспресса" вызваны низким качеством активов, недостоверной отчетностью, скрывавшей потерю капитала, и активным вовлечением владельцами банка в кредитование своего бизнеса».

При этом, уже бывшим клиентам, придется потратить много сил, средств, времени и нервов на сбор документов; на открытие новых расчетных счетов, на выбор другого банка в ситуации, когда непонятно как его выбрать и кому верить, в атмосфере слухов о финансовых проблемах других банков; на поиск средств для выполнения своих обязательств; на усилия по сохранению коллективов, покупателей, клиентов, партнеров; на прощание со своими планами и проектами.

Владелец банка Худяков подробностями происходящего не делится, т.к. обладает «противоречивой информацией», бывший руководитель Томенчук всем подробно рассказал о техническом сбое (который был или не был….). Представители АСВ и Центробанка от комментариев воздерживаются. Кроме разъяснений вкладчикам (физическим лицам) о сроках и порядке получения ими страховых сумм, другой информации практически нет. Но хоть это сделано для взволнованных людей, пришедших к закрытым дверям банка, в большинстве своем людей немолодых, не очень здоровых, в очередной раз не понимающих как такое могло произойти, как теперь быть и что делать.

В этой звенящей тишине тульский бизнес (чего практически никогда ранее не было) ждет ответов от власти на эти вопросы или хотя бы информации, свидетельствующей о том, что в отличие от нас, руководство региона понимает что происходит. Ведь непрофессионально, неприлично и неправильно, что в ОЧЕРЕДЯХ за получением «свежей» выписки из ЕГРЮЛ, «последней» выписки с расчетного счета, подавая заявления временной администрации банка и т.д. предприниматели обсуждают: сколько денег успели перечислить или получить наличными «близкие» экспресс-банкирам люди и фирмы; что правительство региона в числе «счастливчиков» забрало свои деньги из банка и этим обрушили его; как красиво в ночи горели костры за изящным забором банка, когда жгли документы; что срочно и странно «гасились» кредиты; что днем двери банка и его офисов были закрыты, а вечером и ночью туда нескончаемым потоком шли люди; что возможно именно эти люди оказались в странной ситуации с остатками на расчетных счетах своих фирм (это когда они «ухитрились» в период прекращения банком проведения операций, все же представить платежки, и деньги были списаны с их счетов, но никуда не ушли) и дальше, и больше…..

23 октября, буквально через несколько часов после инициирования, как известно клиентам, якобы самим банком «Первый Экспресс» приостановления своей деятельности и банковских операций, появилась информация ЦБ о том, что оснований для отзыва лицензии нет, а к 29 октября, получается, такие основания появились, и лицензия была отозвана. И, конечно же, у клиентов, тем более имеющих ничтожные шансы на возврат своих средств, возникают вопросы. Если, предположим, это банковская или государственная тайна, наверное, об этом надо уведомить, и клиенты, и вкладчики постараются понять. А пока, при отсутствии хоть каких-то объяснений этой ситуации, как-то само собой возникает предположение, что «неплатежеспособность» банка была допущена из-за «недогляда» или даже непрофессионализма ЦБ и его региональных уполномоченных лиц. Нахождение в неведении вынуждает трактовать действия надзорного органа произвольно и возможно неправильно: активы банка «испортились» за эти 6 дней или именно в этот период выявилась недостоверность в отчетности в такой мере, что дальнейшая деятельность финансового учреждения стала невозможна. Это всего лишь предположения, но сразу же, возникают и следующие: а какая ответственность и на кого должна быть возложена и будет ли, за формирование такого рода отчетов? И, как долго, с «недостоверной» отчетностью банк двигался к такому печальному финалу?

В немногочисленных комментариях звучит уверенность, что проблемы "Первого Экспресса" не могут вызвать паники и цепной реакции, не повлияют на ситуацию в регионе. Цепной реакции не будет, она уже есть. Уже коммерческие банки выступают с обращением и просьбой повлиять на ситуацию и прекратить панику. Уже партнеры извещают друг друга о приостановлении проектов, о расторжении контрактов, о рассрочке и задержке платежей. Арендаторы извещают о приостановлении или отказе от договоров аренды. Уже работодатели решают, как быть с выплатами зарплаты, потому что у большинства клиентов этого банка нет сейчас такой возможности, нет средств на налоги (кстати, даты уплаты ряда налогов несчастливо для бюджета совпали с «горячими» днями банка). У этой финансовой проблемы, безусловно, есть социальный аспект в регионе.

Решить для себя, что делать дальше в таком информационном вакууме, под невероятным прессом сплетен, предпринимателям сложно. Сегодня есть необходимость объединяться, делиться знаниями о процедуре оформления своей кредиторской позиции, согласованно действовать, помогать партнерам, консультировать о возможных вариантах решения проблемы, объединяться для формирования позиции недопущения дальнейшего обмана (хотя куда уже больше), необходимость есть, но….

Ситуация с очевидной потерей средств клиентов этого банка, проявляет ситуацию некой двойственности соблюдения законодательства разными участниками коммерческого процесса. Будучи клиентом банка предприятия в лице своих должностных лиц обязаны строго соблюдать нормы и требования законодательства: и в части соблюдения кассовой дисциплины, и выполнения банковских процедур и т.п. Оказавшись сейчас в трудной финансовой ситуации, они же рискуют попасть под пристальное внимание, например органов прокуратуры, по поводу невыплаты зарплаты или несоблюдения регионального размера оплаты труда. Информации же о том, что банк, в лице своих руководителей и владельцев, будет привлечен к ответственности за допущенные нарушения, нет. И никто из представителей правоохранительных или надзорных органов в таком ключе, ситуацию не комментирует.

Каждый знает, как важно из любой сложной ситуации извлекать уроки. Так кого же и чему научит «наехавший» на всех нас «Первый Экспресс»? Банкиров и финансистов уверенности в том, что можно безнаказанно (если так и не будет ответа на вопрос КТО ВИНОВАТ?) распоряжаться средствами клиентов и вкладчиков по своему усмотрению, или предпринимателей, выбравших для себя на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? ответ из прошедших (как казалось) времен: никому не доверять, не держать деньги на расчетном счете и т.д.

Бизнес 71


Набор слушателей образовательного проекта Россельхозбанка «Школа фермера» начался в Тульской области. Проект реализуется при поддержке Министерства сельского хозяйства Тульской области на базе Тульского сельскохозяйственного колледжа им. И.С.Ефанова.

 

В Москве завершил работу XXXVI Съезд Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России. В пленарном заседании приняли участие порядка 900 делегатов и приглашенных из 70 регионов страны.

В 2025 году сельскохозяйственные товаропроизводители, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, переработку и (или) реализацию сельскохозяйственной продукции, имеют право подать заявку на получение субсидированного кредита на льготных условиях в рамках государственных программ

14 февраля 2025 года в центре "Мой бизнес" состоялась отчетная конференция Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств Тульской области.

На мероприятии присутствовали представители фермерского сообщества, регионального министерства сельского хозяйства, Россельхозбанка, партнерских организаций.