23.02.2014 21:57
В Большом зале московской мэрии - почти 900 делегатов из восьми десятков российских регионов. В президиуме главы аграрных комитетов обеих палат российского парламента, почетные гости, включая директора Всемирной фермерской организации. Сочли своим долгом принять участие в съезде представители Правительства России, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров, Уполномоченный при Президенте России по правам предпринимателей Борис Титов, представитель Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Владимир Рахманин, а также делегации крестьянских союзов и объединений Германии, США, Казахстана, Республики Беларусь, Финляндии. Гимн России в момент открытия. Приветствие Президента страны Владимира Путина, которое зачитал участникам министр сельского хозяйства Николай Федоров.
В тексте, в частности, говорится: «За прошедшие годы фермерство убедительно доказало свою жизнеспособность, стало серьезной созидательной силой. Фермеров по праву считают продолжателями лучших традиций российского крестьянства, трудолюбивыми, рачительными, заботливыми хозяевами, искренне любящими свое дело, болеющими за него душой и сердцем».
Первый день работы форума по традиции был посвящен диалогу крестьянских представителей с федеральными властями. Фермеры задавали самые злободневные вопросы руководству профильных ведомств, озвучивались проблемы, тревожащие фермеров, возрождающих российские села. Главные из них - это низкий уровень государственной поддержки малых форм сельского хозяйствования, ликвидация задолженности по субсидированным кредитам, порядки рассмотрение инвестиционных проектов, а также невысокий уровень их финансирования, подготовка к весенне-полевым работам.
Доклад президента АККОР, сенатора Владимира Плотникова оказался весьма весомым, аргументированным и острым. Полностью мы публикуем его текст в разделе «Документы», поэтому остановимся лишь на некоторых его разделах. Исторические вехи развития российского фермерства и его головной организации еще не очень далеко ушли из памяти, так что интересующихся можно отослать к полному тексту доклада лидера АККОР.
Главная мысль, которую выступающие пытались донести до общественного сознания: за четверть века фермерство незаметно для многих и вопреки отсутствию должной по объемам и системности поддержки стала на селе заметной экономической и общественной силой.
Ну, в самом деле, реальный фермерский сектор произвел в 2013 году 31,7% всего валового сбора зерна.
Подсолнечника - 36,5%.
Картофеля - 3 млн 38 тыс. тонн - почти столько же, сколько и сельхозорганизации.
Овощей - даже больше, чем сельхозорганизации. Фермеры - 2 млн. 318 тыс., сельхозорганизации - 2 млн 196 тыс. тонн.
Коров в реальном фермерском секторе - 1,23 млн. голов.
Это – официальные данные Росстата. Не правда ли - солидные цифры!
Кстати, заметим, что реальный прирост объемов производства в секторе малого и среднего сельского предпринимательства за последние двенадцать лет, по официальным данным Россельхозакадемии, вчетверо превысил показатели по отрасли в целом, составив 13,8%.
Кстати, Когда Владимир Путин три года тому назад приехал на съезд АККОР в Тамбове, цифры были заметно меньше. Но и тогда они приятно удивили нынешнего Президента России. Так что с легкой душой он после тогдашнего крестьянского форума подписал целую гроздь из 24 поручений, которые помогли бы сектору развиваться еще быстрее. Правда, как с горечью констатировали в кулуарах и с трибуны участники юбилейного съезда, полностью выполненными оказались весьма немногие из этих поручений. Да что сказать, если вспомнить: до сегодняшнего дня российский фермер так и не имеет юридического права поострить семье жилище на своей собственной земле!
В условиях, когда групповые, коллективные хозяйства, агрохолдинги показывают весьма низкую рентабельность, - скажем, в производстве молока, - можно вспомнить пример, фермер Сергей Нефедов из Подмосковья. В хозяйстве 55 дойных коров, вместе с молодняком поголовье составляет 120 животных. Надой молока – более 7 тыс.200 литров в среднем на корову. Себестоимость молока – 9 рублей. Даже при цене реализации в 14 руб. за литр рентабельность составляет 65%. А при цене 18 руб., как в прошлом году, рентабельность – 100%. Вот это – достижение!
Это не мифы – это реальность крестьянских хозяйств! Покажите, много у нас мегаферм, где такая рентабельность!
И при этом стоимость скотоместа в хозяйствах, получивших гранты на создание семейных животноводческих ферм, - 120 тысяч рублей, а на мегафермах с тысячным стадом – почти в пять раз выше! Ясно, в таких условиях, почему им необходимо резко поднимать закупочные цены – иначе не отобьешься, не вернешь кредит.
Однако государство упорно продолжает вкладывать бюджетные средства в именно в мегапроекты. Как будто ООН объявила 2014 год не годом семейных ферм, а временем расцвета агрохолдингов.
Примеров эффективного экономического развития фермерских хозяйств на съезде приводилось предостаточно. Да и во всем мире эффективность таких форм хозяйствования уже давно доказана. Они, как правило, более лабильны, быстрее, чем крупные производства приспосабливаются к резко меняющейся экономической конъюнктуре. В этой связи Владимир Плотников привел такие примеры: «Говорят – а как же финская «Валио», голландская «Кампина», новозеландская «Фонтерра» и другие продовольственные компании. Это же мегапредприятия!
Да, они - крупные, влиятельные игроки на продовольственном рынке, но на самом деле это - кооперативные объединения. Они созданы на основе семейных ферм и используют производимую ими продукцию. На одну ферму в той же Финляндии приходится в среднем 29 коров, в Германии – 60, в Голландии – 120, в Швеции – 60, в Канаде – 52 коровы. Но благодаря кооперации такие фермы объединяются и становятся экономически сильными и влиятельными игроками.
Высокая эффективность там, где хозяин душой болеет за свое дело, он не считается со временем, управляет и работает, держит все под контролем – и производство и затраты.
Прошу правильно понять - мы не против крупного производства, агрохолдингов, агрофирм. Тем более, что среди них есть хорошо работающие. Мы против перегибов. Против дискриминации фермерских хозяйств».
Впрочем, автору комментария довелось побывать на фермерских съездах не одного десятка стран. Можете, дорогой читатель, улыбнуться, но содержание крестьянских выступлений очень похоже: общество не обращает внимание на село, государство слабо поддерживает аграрников, душит их налогами и другими поборами, не обращает внимания на тех, кто страну кормит.
Кстати, вспомнил об этом и Николай Федоров, честно слушавший дебаты до самого перерыва. Он подробно рассказал делегатам российского крестьянства содержание недавнего съезда американского аналога АККОР – Фермерских бюро.
Свое выступление министр сельского хозяйства России построил на откликах на насущные вопросы, поднятые представителями фермерского движения в ходе пленарного заседания. Так, говоря о несвязанной поддержке сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, Николай Федоров подчеркнул, что новые формы господдержки требуют дальнейшего совершенствования. С этой целью в Минсельхозе России созданы и действуют рабочие группы, включающие как специалистов, так и представителей аграрной общественности. Руководитель Министерства сельского хозяйства РФ подчеркнул, что разделяет озабоченность фермеров проблемой обеспечения сельхозтоваропроизводителей новой техникой: «Это пункт номер один в нашей повестке дня. Поэтому и вопрос находится на контроле у руководства страны. В частности, на днях запланировано специальное совещание под председательством главы Правительства России Дмитрия Медведева».
Федеральный министр проинформировал о совместной работе Минсельхоза России и Государственной Думы Российской Федерации, нацеленной на совершенствование сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой. Так, в первом чтении принят законопроект, предусматривающий снижение порога катастрофической гибели урожая с 30% до 25%. Федеральное аграрное ведомство поддерживает предложения по объединению страховщиков с прозрачными и едиными для всех правилами игры.
Министерство сельского хозяйства России также разделяет пожелание фермеров о преобразовании Россельхозбанка в специализированный институт развития агропромышленного комплекса страны. Более того, соответствующее предложение уже направлено Минсельхозом России в Правительство. Поддержаны предложения и об ускоренном развитии в регионах семеноводческих предприятий.
Глава Минсельхоза России сообщил о том, что на прошедшем 20 февраля заседании Правительства распределены 4 млрд. 750 млн. рублей, предназначенные для поддержки кредитования малых форм хозяйствования на селе.
«Для того, чтобы защита интересов крестьян России была более эффективной, чтобы мы могли и дальше двигаться вперед, необходима консолидация наших с вами усилий», - резюмировал Николай Федоров, обращаясь к участникам съезда – «коллегам, друзьям, единомышленникам».
При этом федеральный министр не мог не напомнить, что согласно статьям 71 и 72 Конституции Российской Федерации, которые разграничивают компетенции Центра и регионов, основная работа по поддержке сельского хозяйства отнесена в ведение именно последних. Так что, посоветовал глава Минсельхоза, надо фермерам активнее работать с региональными властями, а, если законы и их исполнение сельских граждан не устраивают, - ступайте в политику, чтобы эти уложения менять…
В завершение министр сельского хозяйства России вручил самым активным представителям фермерского движения ведомственные награды Минсельхоза РФ, ответил на вопросы журналистов и уехал проводить следующее совещание. По мукомольной промышленности.
На этом фоне выгодно отличалось выступление экономического и предпринимательского омбудсмена Бориса Титова. Хотя институт этот довольно молод, во многих областях российского бизнеса он проявил себя действительно защитником прав предпринимателей. Правда, посетовал Титов, обращений от фермеров с просьбой поддержки в борьбе с чиновничьим произволом пока маловато. Делегаты, не очень привычные к тому, что за них кто-то готов вступиться, с радостью согласились с новым институтом сотрудничать.
Два съездовских дня пролетели быстро.
Нельзя сказать, что прошел юбилейный крестьянский форум тихо-мирно. Были и эмоциональные всплески, и внутренний драматизм в некоторых выступлениях, но ни в какие яркие открытые протесты, в отличие от самых первых съездов АККОР, этот драматизм никак не вылился. Не случайно, наверное, когда по настоянию делегата председательствующий Владимир Плотников поставил на голосование вопрос о выражении недоверия политике российского аграрного ведомства, «за» проголосовали всего два делегата.
И что нужно делать при таком подавляющем настроении фермерских представителей? И что – можно?
24/02/2014 Константин Мезенцев «Крестьянские ведомости»