01.04.2015 04:49
Напомним коллизию. Путин сказал, что объем кредитов, которые получают аграрии, недостаточен:
- Вы начали с финансирования и сказали, что идёт кредитование опережающим порядком. Но у меня, к сожалению, несколько другие данные. Они говорят о том, что, наоборот, чуть ли не на 25% по отношению к прошлому году объём кредитования меньше, и конкретные финансовые учреждения его сокращают.
На что министр ответил:
- Эти цифры колеблются ежедневно, Владимир Владимирович. В один день такие показатели, а на другой день, поскольку объёмы кредитования очень мощные, крупные, сразу компенсация происходит, даже опережение. Мы отслеживаем, работаем в ежедневном режиме с банками и с губернаторами, с аграриями, для того чтобы проблем с кредитованием не было.
То есть министр сослался на то, что плохо работают губернаторы, да и банки не дотягивают. Это – традиционная система аргументов, которую мы слышали от министра не раз. Путин, в свою очередь, тоже не считает нужным вдаваться в суть происходящего, он просто ставит вопрос, на который ждет ответ.
Давайте сопоставим эту историю с казусом электричек. Напомним, народ ездит в пригородных поездах куда дешевле себестоимости, поэтому электрички убыточны. Компенсировать убытки компаниям-перевозчикам должны местные власти, которые, в свою очередь, получают на это средства из Центра. Но они средств не получают, поэтому ничего не компенсируют. На историческом совещании по этому вопросу Путин просто сказал – «вы что там, одурели, поезда отменять?» И поезда в самом деле пустили. Правда, теперь опять отменяют, уже тихо и по одному-два состава, постепенно. Чтобы не бросалось в глаза. Потому что окрик президента не прибавил денег на решение проблемы.
То же самое мы видим и теперь. Но можно предположить, что ситуация несколько сложнее. Деньги на субсидирование кредитов на бумаге на самом деле выделены. Но в реальности нет – точно так же было с финансированием из Центра электричек. Федоров зачем-то не хочет заострять внимание на этом вопросе, вместо этого уверяет, что деньги есть, но медленно доходят. Виноват не Минфин, а банки и губернаторы, то есть «провода», по которым средства должны прийти в село.
Не стоит сомневаться, что после разговора у президента наметится прогресс в кредитовании. Но он будет таким же демонстрационным, как и в случае электричек, которые пошли под телекамеры, а теперь останавливаются. Потому что у ручного управления есть существенный минус. Вроде бы все быстро решается. Слова президента достаточно. Но ручное управление не в состоянии расшить фундаментальные противоречия. Поэтому «навалимся, напружинимся» - да, сделать так, чтобы для села на самом деле появились деньги – нет.
Евгений Арсюхин – «Крестьянские ведомости»