08.12.2013 22:22
Финиширует одна из наиболее долгосрочных федеральных программ в сфере АПК - ФЦП «Плодородие». Стартовавшая в середине первого десятилетия нового века как пятилетка под именем "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы", она была продлена сначала до 2012, а затем и до 2013 года.
Восемь лет выполнения данной ФЦП, ныне именуемой «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года» (ФЦП «Плодородие»), несомненно дают очень богатую пищу для агрономического, экологического, экономического, правового анализа Так что всестороннее подведение итогов реализации документа, направленного на улучшение ситуации с состоянием главного средства производства в сельском хозяйстве – земельных угодий, – еще впереди.
Очевидно вместе с тем, что отношение к «национальному достоянию России» пока что, мягко говоря, далеко от идеала.
Стоит напомнить, что при разработке ФЦП «Плодородие» ставилась двуединая задача как по предотвращению деградации сельскохозяйственных земель и недопущения их выбытия из оборота, так и по повышению плодородия почв, и как следствие, получению высоких стабильных урожаев.
Судя по Национальному докладу за 2012 год, наиболее успешно выполняются мероприятия по сохранению статус-кво в части размера сельхозугодий. Только за пять лет (2008-2012) предотвращено выбытие из оборота 4,77 млн га сельхозземель при плане – 4,5 млн га. Защищено от водной эрозии 435 тыс га (план -127,7 тыс.). Угроза ветровой эрозии и опустынивания снята в отношении 864 тыс.га вместо 510 тыс. га. Вовлечено в оборот свыше 200 тыс.га земель, пострадавших от радиации в зоне Чернобыльской АЭС – в несколько раз больше, чем намечалось.
Сложнее выполняется задача по повышению почвенного плодородия, а следовательно, и по обеспечению высоких и устойчивых урожаев. Предполагалось, что за эти годы удастся на более чем 20 млн га увеличить содержание в почвах таких подвижных форм питательных веществ, как азот, фосфор и калий. Путь к этому известен – использование продукции «большой химии» и питательных для земли «отходов» животноводческих ферм и комплексов. Но…
За те же пять лет (2008-2012 гг.) вместо «плановых» и, как справедливо считают специалисты мизерных 12,4 млн тонн туков в действующем веществе земля получила лишь 11,87 млн тонн. Причем в «завершающем» году пятилетия недодано почве полмиллиона тонн минеральных удобрений (2,55 млн тонн вместо 3 млн).
Судя по всему, не порадует и нынешний год: По оперативной информации органов управления АПК субъектов Российской Федерации, на 8 ноября 2013 г. сельхозтоваропроизводители приобрели 2291,2 тыс. тонн д.в. минеральных удобрений (в том числе азотных – 1478,4 тыс. тонн д.в., фосфорных – 527,5 тыс. тонн д.в., калийных – 285,3 тыс. тонн д.в.), что на 82,2 тыс. тонн д.в. меньше, чем на соответствующую дату 2012 года, сообщается на сайте Минсельхоза России.
Причины все те, их признают даже в Министерстве экономического развития. Это низкая доходность сельскохозяйственных товаропроизводителей, с одной стороны, и галопирующий рост цен на сами минеральные удобрения, с другой. Ситуация усугубилась в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию. Так называемая несвязанная поддержка растениеводства на гектар посева в разы меньше того, что теряют земледельцы от диспаритета цен.
Вот уже ряд лет показатель применения минеральных удобрений в расчете на гектар замер на уровне 37-38 кг д.в. И удобрения даже в минимальных дозах получают лишь 45-46% посевных площадей.
Не выручают положения и навоз с компостом. По данным Росстата, объем внесенных органических удобрений замер на уровне 52-53 млн тонн в год. Органику получает лишь 7,6% посевных площадей. И хоть говорит народная мудрость, что «земля помнит навоз не один год», но за 14 лет о его визите вряд ли упомнишь. Да и что это за дозы? Даже овощные культуры и картофель получают органики лишь по 3-7 тонн на 1 га (по 3-7 ведер на сотку?!).
Заброшена химическая мелиорация земли. Известкование кислых почв проводится ежегодно лишь на 0,2-0,3 млн га вместо 4-5 млн га в 1990 гг., фосфоритование – на 2-3 тыс. га против 50-60 тыс. га. Со 150-170 тыс. га до 0,6 тыс. га уменьшилось гипсование засоленных почв.
Пренебрежение мерами по поддержанию почвенного плодородия не проходит даром. Вот некоторые данные из очередного Доклада о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения, недавно размещенного на сайте Минсельхоза России.
Специалисты напоминают, что «кислая реакция почвенной среды является одной из главных причин низких урожаев сельскохозяйственных культур, массовой гибели озимых зерновых и многолетних трав при перезимовке, низкого содержания белка в зерне и кормах». А что говорят результаты агрохимического обследования почв (по состоянию на 1 января 2013 г.)? Из обследованных 90,5 млн га пашни кислые почвы составляют 31,6 млн. га, или 34,9%, и они требуют первоочередного проведения работ по известкованию. Судя по нынешним темпам работ, компания грозит затянуться на полтора века.
Череда засушливых лет, казалось бы, должна была заставить заняться мелиоративным улучшением земель. И намерений по этому поводу высказано немало. Но…
В последние два года массивы орошаемых и осушенных земель вроде бы стабилизировались, но в сравнении с началом 2000-х они стали заметно меньше. Зато увеличилась площадь мелиоративных земель, состояние которых оценивается как неудовлетворительное. Более того, из имевшихся 4,26 млн га числившихся орошаемыми земель в 2012 году не поливалась половина – 2,22 млн. А почти треть осушенных земель – 1,5 млн га вообще не использовалась в сельскохозяйственном производстве.
К счастью, за прошлый год в целом не сократилась ни площадь пашни и сельхозугодий. Но констатируется, что «повсеместно отмечался добровольный отказ сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и других производителей сельскохозяйственной продукции от предоставленных им ранее земель, связанный с их неудовлетворительным экономическим состоянием». При ликвидации сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств часто нерешенным остается вопрос дальнейшей судьбы земельных участков. А речь-то идет о 16 млн гектаров!
Одним словом, хороших слов о земле-кормилице, матери богатства и том же «национальном достоянии России» с самых высоких трибун до сих пор произносится много. А вот внятной государственной аграрной политики, обеспечивающей реальную силу этим словам, до сих пор нет.
Юрий Савин «Крестьянские ведомости»