02.12.2015 06:42
Сильнее всего – на 10,2% - за период с 24 по 30 ноября подорожали картофель и свежая капуста. На 7,4% выросли цены на свеклу, на 7,3% подорожал рис и на 4,7% - яблоки. В основном, сказывается сезонный фактор – местные овощи заканчиваются, их «замещает» привозная продукция, которая дороже. Ну, а местный картофель, которого в нынешнем году рекордно много, пытается хотя бы немного отыграть свое резкое удешевление в конце лета – начале осени.
Одновременно с этим на 3,2% за неделю подешевела морковь, на 1,6-1,9% - сахар-песок, масло подсолнечное и лук-репка, наконец, на 0,7% снизились цены на яйцо куриное.
Если же за точку отсчета взять 5 января 2015 года, то стоимость «продуктовой корзины» (она состоит из 34-хнаименования наиболее популярных у россиян продуктов питания) в Туле увеличилась всего на 4,5%. Однако некоторые виды еды при этом выросли в цене куда более заметно. Так, стали дороже прежнего растительное масло (+ 25,4%), говядина (+23,7%), хлеб ржано-пшеничный (+17,8%), хлеб белый (+16,0%), сахар-песок (+15,2%), рыба свежемороженая (+10,1%), свинина (+6,6%), молоко (+ 6,5%), яйцо (+5,7%). Вместе с тем, за это же время в полтора раза (на 52,2%) подешевел картофель, на 3,8% - мясо кур и на 3,1% - яблоки.
На самом деле, величина стоимости «продуктовой корзины» явно занижена в части нормативов потребления большинства видов продуктов. Нормально питаться на 4 тысячи рублей в месяц при нынешних ценах не сможет ни один нормальный человек (тем более, горожанин).
Но этот показатель позволяет отслеживать реальные тенденции в розничных ценах на продукты питания. В 2015 году, к примеру, с января по конец апреля был их резкий всплеск (продолжение процесса инфляции конца 2014 года), затем – три летних месяца – стабилизация и даже немалое снижение, а с сентября текущего года цены снова пошли вверх. Правда, их нынешние темпы – очень небольшие, пока даже не начался «предновогодний» процесс удорожания продуктов питания. Причина – резкое (на 12%) снижение реальной покупательной способности туляков. Люди жестко экономят на еде, торговля терпит убытки, небольшие магазины и предприниматели разоряются. Заметное повышение в этих условиях цен (как было в ноябре-декабре 2014 года) может привести к полномасштабному кризису во всей сфере потребления.
Ничего хорошего в нынешних делах с уровнем потребления продуктов питания туляками нет. Надеяться на улучшение ситуации, конечно, можно. Но – сложно. По некоторым признакам, рубль в январе-марте 2016 года снова «ослабеет». Соответственно, подорожают импортные овощи-фрукты, которые в зимнее время «закрывают» до 70% нашего потребления витаминной продукции. С учетом «замещения» турецкой плодоовощной продукции на аналогичную из Египта, Ирана, Индии, Израиля и Средней Азии, процесс может усугубиться…
Бизнес 71