05.12.2013 23:09
История с созданием нового управления в Кремле — по противодействию коррупции, продолжение преследования бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова (несмотря на то, что все уже подумали, что он осел в необъятных просторах Ростехнологий) наводит на мысль, что власть решила серьезно взяться в очередной раз за борьбу с коррупцией в своих рядах… А это вызывает только либо нервный смех, либо страх, что будет еще хуже…
Предполагается, что новое управление Кремля, призванное обеспечивать антикоррупционные усилия власти в ежедневном режиме, будет и мониторинг законодательства вести, и участвовать в подборе и проверке кадров. Возглавил его сотрудник кадровой службы администрации президента с говорящей фамилией Олег Плохой. Ничего плохого в этом, видимо, нет, поскольку глава новой структуры более десяти лет - с 1988 по 1999 гг служил в органах государственной безопасности СССР и Российской Федерации, в свое время окончил Высшую школу КГБ СССР. То есть по роду службы, взглядам, принципам и духу близок президенту Владимиру Путину и, надо полагать, верой и правдой будет выполнять его указания. За четырнадцать лет работы в АП прошел карьерную лестницу от консультанта отдела управления кадров президента до заместителя начальника управления по вопросам государственной службы и кадрам. А теперь вот 45-летнему Плохому и вовсе поручили возглавить отдельное ведомство, - ему поставлена задача, о которую обломали зубы многие другие структуры государственной власти.
Олегу Плохому поставлена задача, о которую многие уже обломали зубы
К антикоррупционному управлению отойдет ряд полномочий иных структур администрации президента. Так, "подготовкой законопроектов", "анализом практики применения федерального законодательства в области противодействия коррупции" сейчас занимается главное правовое управление Кремля. Новая структура займется "мониторингом" того, как "госорганы, органы местного самоуправления и организации" выполняют "мероприятия по противодействию коррупции", а также будет "осуществлять контроль" за исполнением антикоррупционного законодательства.
Более того, антикоррупционное управление будет теперь готовить предложения "по кандидатурам на государственные должности", на которые кто-либо может быть назначен или освобожден по представлению президента (генпрокурор, председатели высших судов, глава и аудиторы Счетной палаты). Ранее этим занималось управление по вопросам госслужбы и кадров. "Теперь эта тематика полностью переходит к новому управлению, тем более что оно отпочковалось от кадрового",— заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Главная подведомственная структура Плохого — комиссия по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Если название структуры мало о чем говорит, то стоит напомнить, что данная комиссия — порождение масштабной антикоррупционной деятельности теперь уже бывшего президента Дмитрия Медведева. По закону «О противодействии коррупции», под громкие аплодисменты принятому Госдумой в 2010 году, подобные комиссии должны быть созданы в каждом госучреждении. Именно туда стоит жаловаться чиновнику, если его склоняют к взятке, туда надо относить подарки, превышающие установленную законом стоимость, и, что самое важное, именно в такой комиссии стоит спрашивать разрешения на последующую работу в бизнесе, если следующее место работы по тематике схоже с предыдущим.
Комиссии по борьбе с коррупцией должны быть в каждом госучреждении
Главная задача нового управления — в "обеспечении реализации президентом его полномочий по проведению государственной политики в области противодействия коррупции". В частности, структура призвана "содействовать президенту" в обеспечении согласованного антикоррупционного "функционирования и взаимодействия органов госвласти, иных госорганов, органов местного самоуправления и организаций".
Нельзя не отметить, что у нового управления Кремля обширное поле для деятельности. Россия занимает «почетное» 127-е место в коррупционном рейтинге Transparency International. За нынешний год наша страна набрал 28 балов, столько же, сколько и в 2012-м, однако из-за «успехов» наших конкурентов - Азербайджана, Никарагуа и Пакистана, мы поднялись на 6 позиций.
«Причина столь «серьезного достижения», - иронизирует наш эксперт, первый Вице-президент общероссийской общественной организации «Российский союз инженеров», к.э.н. Иван Андриевский, - кроется, прежде всего, в нашем менталитете. Отечественные чиновники вместо того, чтобы решать вопросы рядовых россиян, пытаются получить мзду благодаря своему социальному положению. Взятки берут почти все – начиная от мелких чиновников и заканчивая высокопоставленными лицами страны. Причем сумма взяток порой на несколько порядков выше, чем средняя зарплата по России.
Иван Андриевский: Взятки берут почти все – начиная от мелких чиновников и заканчивая высокопоставленными лицами страны. Причем сумма взяток порой на несколько порядков выше, чем средняя зарплата по России.
В Уголовном кодексе есть 290-я статья «Получение взятки», которая предусматривает наказание в виде лишения свободы на 15 лет. Наказание достаточно суровое, однако если посмотреть статистику кого, за что и на сколько посадили из высокопоставленных чиновников, выясняется любопытная тенденция – чем меньше взятка, тем больше срок.
Так, член «Единой России» Василий Дупак получил взятку в 15 миллиардов рублей, за что получил 5 лет условно. А его коллега по партии Вячеслав Дудка получил 9,5 лет строгого режима за 40 миллионов. Сергей Федосов, который не числится ни в одной партии, тоже остался в плюсе – взятка 13,5 миллионов рублей, 500 тысяч рублей штрафа и 5 лет условно. Резюмируя вышесказанное, стоит сказать, что в России перед законом все равны, но есть те, кто ровнее.
В мире же с взяточниками научились бороться, причем в некоторых странах достаточно сурово. Все помнят сентябрьскую историю бывшего китайского чиновника Бо Силая, которого приговорили к пожизненному заключению за получение взятки в 4,37 миллиона долларов вкупе со злоупотреблением власти и вымогательством. Может быть, стоит перенять такую меру с Китая?»
В современной России с коррупцией, засучив рукава борются сегодня все – ФСБ, МВД, Генпрокуратура, Федеральная служба финансовой разведки, Федеральная антимонопольная служба, Счетная палата, Общественная палата, в Госдуме – антикоррупционная комиссия и прочие властные и общественные, большие и малые органы. Создан даже Национальный антикоррупционный комитет (1999 год). Законов и прочих нормативных актов по борьбе с этим злом приняли великое множество. Начало положил еще первый российский президент Борис Ельцин, 4 апреля 1992 года издав указ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». В 2001 году пытались принять закон «О борьбе с коррупцией», но в Госдуме приняли его только в первом чтении – на большее народные избранники не решились. В 2003 году создали Совет при президенте РФ по борьбе с коррупцией. Наконец, в 2006 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции, но при этом отказалась ратифицировать статью 20 – «Незаконное обогащение». В последние годы с большим рвением взялся искоренять коррупцию Дмитрий Медведев, будучи недолгий срок президентом страны. В 2008 году был принят «План по противодействию коррупции», в конце года он подписал пакет законов о противодействии коррупции. В апреле 2010 года Медведев подписал указ о Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы. Этот национальный план обновляется каждые два года. И вот теперь уже президент Владимир Путин создал у себя в Кремле специальное управление. Еще один властный орган, который должен победить коррупцию.
Возможно ли это? Вряд ли. Показные судебные процессы над чиновниками не меняют ситуацию в целом. Потому что все знают – показные процессы начинаются только тогда, когда чиновник начал играть по своим правилам и вышел из орбиты той или иной влиятельной группы во власти.
«В России мастерски научились подменять борьбу с коррупцией имитацией этой борьбы: «верхи» могут воровать безнаказанно, «середняки» должны не забывать делиться, а стрелочниками всегда сделают кого-то из «низов»,– комментирует Екатерина Выговская, специалист Высшей школы экономики. – Однако сейчас власть оказалась в непростой ситуации. То, что надо что-то делать, понятно всем. Но тотальная война с коррупцией привела бы к развалу вертикали и появлению новых политических сил. Поэтому руководство страны пошло по простому пути: чуть подкрутили гайки, устроили показательную порку зарвавшихся, немного улучшили имидж страны в мире. Безусловно, это полумеры. Но делать что-то большее власти, видимо, пока не собираются».
Формируется практика двойных стандартов, которая еще больше усугубляет ситуацию.
Здравый смысл при этом говорит о том, что борьба власти с самой собой приводит только к банальным пиар-акциям или благополучно заканчивается как только противоборствующие группировки находят компромисс, до этого момента борьба с коррупцией – это лишь инструмент уничтожения конкурентов.
Есть варианты советской России в сталинские времена, когда методы борьбы с коррупцией были жесткие - вплоть до расстрела, однако одна оговорка – это по всем канонам было не демократическое государство, даже не стремящееся называть себя таковым.
Иосиф Сталин искоренял коррупцию расстрелами. Но, видимо, это не наш путь.
России же зовется государством демократическим… и борьба с коррупцией является прерогативой общества, которое путем выбора подходящей себе власти создает нужную для этого систему и нужные законов.
Но современная Россия как всегда стоит особняком…Ее ни с чем и ни с кем нельзя сравнить – и это тоже стоит принять. И выбрать все-таки какой-то верный путь противодействия самому коварному злу – коррупции. Каким может быть этот путь? Во всяком случае - не создание бесконечных властных органов и надстроек. Скорее путь постепенного изменения системы и сознания граждан. Путь длинный, рассчитанный на многие годы. Но его предстоит пройти, если мы хотим, чтобы наши дети в внуки жили в цивилизованной, по-настояшему демократической стране.
ИА Регионы России