27.06.2013 20:04
Этот нормативный документ содержит целый ряд новых требований к организации технологического процесса в производстве пищевой продукции.
Пункт 2 статьи 3 Регламента следующего содержания:
«Настоящий технический регламент не распространяется на пищевую продукцию, производимую гражданами в домашних условиях, в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, и процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и утилизации пищевой продукции, предназначенной только для личного потребления, и не предназначенной для выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза, выращивание сельскохозяйственных культур и продуктивных животных в естественных условиях».
В этом тексте выделенные слова указывают, что пищевая продукция животного происхождения, где бы она не производилась (сельскохозяйственные предприятия промышленного типа, товарные фермы, крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства), может быть в обращение только в том случае, если она соответствует требованиям Регламента и других связанных Технических регламентов.
В статье 4 Регламента дано определение термина «пищевая продукция»:
«пищевая продукция - продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе специализированная пищевая продукция, питьевая вода, расфасованная в емкости, питьевая минеральная вода, алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище (БАД), жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное (пищевое) сырье».
Из этого определения следует, что любая продукция животного происхождения, начиная от туш и тушек до продуктов любой степени переработки, а также при производстве должна соответствовать требованиям Регламента.
Особое внимание заслуживает пункт 2 стать 10 Регламента:
«При осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции HACCP - Hazard Analysis and Critical Control Points), изложенных в части 3 настоящей статьи».
Эта статья устанавливает требование иметь систему ХАССП в хозяйствах любой формы собственности, которые осуществляют выпуск продукции животного происхождения в обращение.
Пункт 1 статьи 19 Регламента гласит:
«Убой продуктивных животных производится в специально отведенных для этой цели местах.
На производственных объектах, производящих убой, должны соблюдаться гигиенические и ветеринарно-санитарные требования по содержанию и эксплуатации производственных объектов по производству (изготовлению) мяса и мясной продукции, направленные на обеспечение выпуска безопасной пищевой и непищевой продукции, а также на предупреждение возникновения недопустимого риска».
Данная статья указывает на то, что продукция животного происхождения, полученная путем подворного убоя, не может быть выпущена в обращение; убой должен осуществляться на специальных объектах, которые должны соответствовать нормам безопасности и требованиям по документированию и по обеспечению прослеживаемости происхождения сырья (в данном случае – живых животных, направляемых на убой, их обязательная идентификация и отслеживание перемещений, которые фиксируются документально).
Также документальное прослеживание мяса (мясо – любая съедобная часть туши животного) до животного, от которого получено мясо.
Кроме того, в пункте 3 статьи 19 Регламента установлено важное требование:
«Не допускается направлять на убой для использования на пищевые цели продуктивных животных, обработанных препаратами для защиты от насекомых, и (или) в отношении которых применялись лекарственные средства для ветеринарного применения, предназначенные для откорма, лечения, профилактики заболеваний, до истечения сроков ожидания их выведения из организма продуктивных животных».
Этот пункт указывает на необходимость документирования всех ветеринарных обработок продуктивных животных, продукты убоя которых выпускаются в обращение и предназначены в пищу людям.
Статьей 32 Регламента введены следующие требования:
«Государственной регистрации подлежат производственные объекты, на которых осуществляется деятельность по получению, переработке (обработке) непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения, а именно следующие процессы производства (изготовления) пищевой продукции:
а) убой продуктивных животных и птицы, переработка (обработка) продуктов убоя продуктивных животных и птицы для производства (изготовления) пищевой продукции;
б) прием сырого молока, сырых сливок и сырого обезжиренного молока и (или) их переработка (обработка) при производстве (изготовлении) молочной продукции;
в) производство (изготовление) и переработка (обработка) яиц сельскохозяйственной птицы и продуктов их переработки;
г) производство (изготовление) и переработка (обработка) продукции аквакультуры и улова водных биологических ресурсов (нерыбные объекты промысла), за исключением продукции растительного происхождения».
На основании этой статьи все убойные предприятия, все предприятия по сбору молока, яиц, рыбы, других водных животных, должны быть официально зарегистрированы, иначе не только продукция животного происхождения, произведенная ими, не может быть выпущена в обращение, но и предприятия этого типа не могут начать (продолжать) свою деятельность.
Контактные телефоны министерства сельского хозяйства Тульской области: 31-22-77; 31-18-69.
АКФХ ТО