Главная \ Новости    \ Вадим Гайдук: Не стоит «плодить» власть на местах – граждане могут сами решать свои проблемы      

Вадим Гайдук: Не стоит «плодить» власть на местах – граждане могут сами решать свои проблемы

« Назад

25.12.2013 20:29

– Необходимо вывести структуры местного самоуправления из системы органов государственной власти. Не стоит «плодить» власть там, где граждане могут сами решать свои проблемы, – считает Вадим Гайдук, заведующий кафедрой политологии Башкирского государственного университета, вице-президент Национального Союза Политологов, который принял участие в семинаре для заведующих кафедрами общественных наук российских образовательных учреждений высшего образования. Цель семинара – обсудить с научным и экспертным сообществом Послание Президента России Владимира Путина, озвученное им Федеральному Собранию России 12 декабря 2013 г. (в день 20-летия со дня принятия Конституции России) Федеральному Собранию России.

Политолог прокомментировал «Регионам России» проблемы местного самоуправления, которым Владимир Путин уделил в Послании большое внимание.

 

Вадим Гайдук: Не стоит «плодить» власть на местах – граждане могут сами решать свои проблемы

– Какие, на Ваш взгляд, основные проблемы существуют на уровне местного самоуправления сегодня?

– Сама большая проблема в сфере институционализации местного самоуправления в России связана с ее пониманием. Как бы «обыденно» и «простецки» это ни звучало, но это действительно так. По своей природе, роли в политической системе и функциям органы местного самоуправления должны быть в большей степени отнесены к институтам гражданского общества, а формы и механизмы их взаимодействия с различными субъектами политики должны основываться на общественной инициативе и подлинной самодеятельности граждан. Пока же структуры местного самоуправления в РФ фактически отнесены к государственной системе и практически выполняют некие специфические функции органов государственной власти. Отсюда и все проблемы. Если говорить с позиций властного диапазона, то муниципалитеты имеют больше полномочий, чем другие институты гражданского времени. Но в тоже время обладают меньшей властью, нежели органы государственной власти. Вот и получается, что российское местное самоуправление, если так можно выразиться, «ни рыба, ни мясо».

 

На мой взгляд,основными факторами, препятствующими развитию системы местного самоуправления как эффективного института гражданского общества являются: отсутствие проработанной стратегии развития системы местного самоуправления; несоответствие существующей законодательной базы в этой сфере требованиям и условиям формирования гражданского общества и системы местного самоуправления в РФ; бюрократизм государственных органов, существенно тормозящий процессы самодеятельности, самоорганизации и самоуправления граждан на местах; практически полное отсутствие реального контроля со стороны институтов гражданского общества состояния и процесса реформирования системы местного самоуправления; коррупция, которая охватила как органы государственной власти, так и структуры местного самоуправления.

Вот и получается, что в условиях искаженно понимаемой на официальном уровне сущности местного самоуправления и негативного влияния бюрократии на пути его формирования в России, главной особенностью реформирования системы муниципального образования является несовершенство существующего федерального и регионального законодательства в сфере разграничения функций и полномочий органов государственной власти и структур местного самоуправления.

По этой причине многие аспекты трансформации общественно-политической системы являются следствием серьезных недоработок и ошибок, как в теории, так и на практике. Отсюда проводимая реформа системы местного самоуправления неизбежно приведет к еще большему слиянию местного самоуправления с органами государственной власти. Что, на мой взгляд, попросту недопустимо.

– По каким общим принципам должно быть организовано местное самоуправление?

– Для оптимизации деятельности органов местного самоуправления необходима коренная перестройка всей общественно-политической системы, которая смогла бы реально изменить процесс формирования институтов гражданского общества, в том числе органов местного самоуправления, их статус и функции. С этой целью следовало бы: а) прекратить деятельность назначенных «сверху» общественных палат в центре и на местах, доверив инициативу формирования подобных общественных структур непосредственно гражданам; б) возродить структуры независимого народного контроля органов власти и управления; в) расширить возможности граждан и полномочий общественных организаций по выдвижению законодательных и социальных инициатив; г) вывести структуры местного самоуправления из системы органов государственной власти – отчетность данных структур может быть только непосредственно перед гражданами, которые их избрали.

Не стоит забывать, что «огосударствление» институтов местного самоуправления (то, что сегодня происходит в стране) не будет способствовать эффективной реализации гражданских инициатив и интересов на местах. Это тупик. Мы не можем вот таким образом «плодить» власть там, где граждане могут решать свои проблемы и сами.

Как говорится, «придет кризис – а мы уже в кризисе. Рожденный ползать упасть не может».

– Как Вы оцениваете идею отмены местных прямых выборов (в т.ч. выборов мэра) в условиях ограниченных полномочий местного самоуправления?

– Считаю, что подобные политические решения не сказываются позитивно на формировании эффективных институтов местного самоуправления даже в условиях ограничения их полномочий. Нельзя «давать» власть и потом ее «забирать» (ограничивать), по крайней мере, на муниципальном уровне. Не стоит недооценивать политическую волю граждан нашего государства, которые проживают на конкретных локальных территориях, и знают об имеющихся на муниципальном уровне проблемах больше столичных чиновников.

Тем более что выборность на муниципальном уровне – это особенный институт демократии для жителей муниципальных образований, который нельзя у них отменять. И если выборы в органы государственной власти могут казаться для жителей муниципалитетов сложнопрогнозируемым политическим явлением, то местные выборы более просты для понимания людей. Скажем, одно дело – выборы депутатов Государственной Думы России (которых они могут и не знать, особенно в глубинках и провинциях), другое дело – выборы главы их района или села. На мой взгляд, не стоит ограничивать муниципальные права граждан нашего государства.

И вообще сегодняшняя задача власти – «приучить граждан уважать результаты выборов».

 

ИА Регионы России


В России стартовал третий этап масштабного образовательного проекта Россельхозбанка «Школа фермера». Открыли двери «Школы» в 27 регионах для почти 1000 слушателей Председатель Правления Россельхозбанка Борис Листов и заместитель Министра сельского хозяйства РФ Оксана Лут. Общая география проекта увеличилась в 10 раз за год до 41 региона, а среди новых направлений подготовки появился сельский туризм.

Россельхозбанк совместно с компанией «ВетЭксперт», которая первой запустила сервис телемедицины для животных, создали программу поддержки «Телеветеринар» по вопросам животноводства для фермеров в дистанционном формате. Ветеринары и зоотехники в режиме 24/7 готовы выйти на онлайн-консультацию с фермером и оказать квалифицированную помощь сельскохозяйственным животным.

Россельхозбанк совместно с партнером «ИнноГеоТех» запустили первый прототип сервиса «Землевед», который позволит фермерам сдать образец почвы на комплексный агрохимический анализ (макро- и микроэлементы), а уже в  следующем релизе и получить рекомендации по схеме внесения удобрений. Благодаря современному оборудованию теперь можно с максимальной точностью определить состав почвы и выявить потенциальные угрозы для будущего урожая. Применение сервиса позволит увеличить урожайность: результаты анализа помогут фермерам подобрать подходящие для выращиваемых культур удобрения.
Пакетное предложение «Агроном Онлайн» на базе сервиса СкайСкаут стало доступным на сайте «Своё Фермерство» Россельхозбанка. Теперь каждый агропредприниматель сможет отслеживать актуальное состояние культур с помощью широкого набора удаленного инструментов, фиксировать их состояние в поле, своевременно получать агропредупреждения о ключевых рисках в сезоне и планировать ключевые технологические операции. Сервис СкайСкаут – для тех, кто хочет принимать грамотные решения в управлении агропроцессами, получать экспертную технологичную помощь доступно и легко.

Россельхозбанк объявил набор слушателей проекта «Школа фермера» в Тульской области

В течение двух месяцев с сентября по ноябрь 2021 слушатели пройдут 252-часовой теоретический курс профессиональной переподготовки. Участник «Школы фермеров» могут выбрать одну из двух наиболее востребованных в регионе специализаций («Животноводство» или «Растениеводство»). Слушатели курса, успешно защитившие свои бизнес-проекты, получат дипломы о переподготовке государственного образца, а также возможность претендовать на грантовую поддержку своих предпринимательских инициатив. Финансирование осуществляется за счет средств Россельхозбанка.