Главная \ Новости    \ Вадим Гайдук: Не стоит «плодить» власть на местах – граждане могут сами решать свои проблемы      

Вадим Гайдук: Не стоит «плодить» власть на местах – граждане могут сами решать свои проблемы

« Назад

25.12.2013 20:29

– Необходимо вывести структуры местного самоуправления из системы органов государственной власти. Не стоит «плодить» власть там, где граждане могут сами решать свои проблемы, – считает Вадим Гайдук, заведующий кафедрой политологии Башкирского государственного университета, вице-президент Национального Союза Политологов, который принял участие в семинаре для заведующих кафедрами общественных наук российских образовательных учреждений высшего образования. Цель семинара – обсудить с научным и экспертным сообществом Послание Президента России Владимира Путина, озвученное им Федеральному Собранию России 12 декабря 2013 г. (в день 20-летия со дня принятия Конституции России) Федеральному Собранию России.

Политолог прокомментировал «Регионам России» проблемы местного самоуправления, которым Владимир Путин уделил в Послании большое внимание.

 

Вадим Гайдук: Не стоит «плодить» власть на местах – граждане могут сами решать свои проблемы

– Какие, на Ваш взгляд, основные проблемы существуют на уровне местного самоуправления сегодня?

– Сама большая проблема в сфере институционализации местного самоуправления в России связана с ее пониманием. Как бы «обыденно» и «простецки» это ни звучало, но это действительно так. По своей природе, роли в политической системе и функциям органы местного самоуправления должны быть в большей степени отнесены к институтам гражданского общества, а формы и механизмы их взаимодействия с различными субъектами политики должны основываться на общественной инициативе и подлинной самодеятельности граждан. Пока же структуры местного самоуправления в РФ фактически отнесены к государственной системе и практически выполняют некие специфические функции органов государственной власти. Отсюда и все проблемы. Если говорить с позиций властного диапазона, то муниципалитеты имеют больше полномочий, чем другие институты гражданского времени. Но в тоже время обладают меньшей властью, нежели органы государственной власти. Вот и получается, что российское местное самоуправление, если так можно выразиться, «ни рыба, ни мясо».

 

На мой взгляд,основными факторами, препятствующими развитию системы местного самоуправления как эффективного института гражданского общества являются: отсутствие проработанной стратегии развития системы местного самоуправления; несоответствие существующей законодательной базы в этой сфере требованиям и условиям формирования гражданского общества и системы местного самоуправления в РФ; бюрократизм государственных органов, существенно тормозящий процессы самодеятельности, самоорганизации и самоуправления граждан на местах; практически полное отсутствие реального контроля со стороны институтов гражданского общества состояния и процесса реформирования системы местного самоуправления; коррупция, которая охватила как органы государственной власти, так и структуры местного самоуправления.

Вот и получается, что в условиях искаженно понимаемой на официальном уровне сущности местного самоуправления и негативного влияния бюрократии на пути его формирования в России, главной особенностью реформирования системы муниципального образования является несовершенство существующего федерального и регионального законодательства в сфере разграничения функций и полномочий органов государственной власти и структур местного самоуправления.

По этой причине многие аспекты трансформации общественно-политической системы являются следствием серьезных недоработок и ошибок, как в теории, так и на практике. Отсюда проводимая реформа системы местного самоуправления неизбежно приведет к еще большему слиянию местного самоуправления с органами государственной власти. Что, на мой взгляд, попросту недопустимо.

– По каким общим принципам должно быть организовано местное самоуправление?

– Для оптимизации деятельности органов местного самоуправления необходима коренная перестройка всей общественно-политической системы, которая смогла бы реально изменить процесс формирования институтов гражданского общества, в том числе органов местного самоуправления, их статус и функции. С этой целью следовало бы: а) прекратить деятельность назначенных «сверху» общественных палат в центре и на местах, доверив инициативу формирования подобных общественных структур непосредственно гражданам; б) возродить структуры независимого народного контроля органов власти и управления; в) расширить возможности граждан и полномочий общественных организаций по выдвижению законодательных и социальных инициатив; г) вывести структуры местного самоуправления из системы органов государственной власти – отчетность данных структур может быть только непосредственно перед гражданами, которые их избрали.

Не стоит забывать, что «огосударствление» институтов местного самоуправления (то, что сегодня происходит в стране) не будет способствовать эффективной реализации гражданских инициатив и интересов на местах. Это тупик. Мы не можем вот таким образом «плодить» власть там, где граждане могут решать свои проблемы и сами.

Как говорится, «придет кризис – а мы уже в кризисе. Рожденный ползать упасть не может».

– Как Вы оцениваете идею отмены местных прямых выборов (в т.ч. выборов мэра) в условиях ограниченных полномочий местного самоуправления?

– Считаю, что подобные политические решения не сказываются позитивно на формировании эффективных институтов местного самоуправления даже в условиях ограничения их полномочий. Нельзя «давать» власть и потом ее «забирать» (ограничивать), по крайней мере, на муниципальном уровне. Не стоит недооценивать политическую волю граждан нашего государства, которые проживают на конкретных локальных территориях, и знают об имеющихся на муниципальном уровне проблемах больше столичных чиновников.

Тем более что выборность на муниципальном уровне – это особенный институт демократии для жителей муниципальных образований, который нельзя у них отменять. И если выборы в органы государственной власти могут казаться для жителей муниципалитетов сложнопрогнозируемым политическим явлением, то местные выборы более просты для понимания людей. Скажем, одно дело – выборы депутатов Государственной Думы России (которых они могут и не знать, особенно в глубинках и провинциях), другое дело – выборы главы их района или села. На мой взгляд, не стоит ограничивать муниципальные права граждан нашего государства.

И вообще сегодняшняя задача власти – «приучить граждан уважать результаты выборов».

 

ИА Регионы России


В Тульской области начались занятия в «Школе фермера»

В Тульской области в третий раз началось обучение в «Школе фермера». Образовательный проект Россельхозбанка, министерства сельского хозяйств Тульской области и Тульского сельскохозяйственного колледжа им. И.С. Ефанова подготовит тридцать человек по специальностям: «Выращивание овощных культур», «Выращивание зерновых и кормовых культур». Через 3 месяца студентам предстоит защитить бизнес-планы перед экспертной комиссией, получить дипломы о профессиональной переподготовке и начать создавать новые объекты сельского хозяйства.

11 июня 2024 года в Туле состоялось мероприятие, посвященное Всероссийскому дню фермера. День Фермера стал традиционным праздником, на Тульской земле его отмечают уже семнадцатый раз.

 

Фермерам станет проще: как изменятся меры государственной поддержки в 2024 году

Про грядущие изменения господдержки для аграриев рассказала Рената Бибарсова, врио директора ФГБУ «Агентство развития сельских территорий».

Всероссийский День Фермера на тульской земле

13 июня 2023 года тульские фермеры торжественно отметила День Фермера.

В мероприятии приняли участие первый заместитель Губернатора Тульской области Дмитрий Миляев, министр сельского хозяйства Тульской области Алексей Степин, руководитель Тульского регионального филиала АО «Россельхозбанк» Сергей Ганжа,  председатель правления ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств Тульской области Виктор Кириенко, представители Россельхозбанка, главы и представители фермерских хозяйств региона, представители муниципальных районов, производители сельскохозяйственной техники и средств защиты растений, представители Тульского сельскохозяйственного колледжа.

Дмитрий Миляев отметил эффективную организацию производства и социальную ответственности фермерских хозяйств, а также важность и своевременность государственной поддержки фермеров.

В рамках мероприятия Алексей Степин вручил фермерам награды министерства сельского хозяйства Тульской области,
Виктор Кириенко поздравил и наградил лучшие фермерские хозяйства Благодарственными письмами ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств Тульской области  и Почетными грамотами Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР), Сергей Ганжа вручил благодарственные письма АО «Россельхозбанк» и ценные подарки. Фермеров поздравили представители ООО «Машприбор» и ООО «СТАРОЖИЛОВОАГРОСНАБ» В завершении мероприятия перед собравшимися выступил лауреат всероссийских и международных конкурсов Евгений Гречишкин.

19 марта, в Туле в здании Кремля состоялось выездное совещание АККОР Центрального федерального округа. 

С совещании приняли участие руководители фермерских Ассоциаций ЦФО из Калужской, Курской, Липецкой, Московской, Орловской, Рязанской, Тамбовской, Тверской, Тульской областей, представители Ленинградской области и Кабардино-Балкарской Республики.