26.02.2014 22:33
Естественно, это вызвало волну разговоров о том, что свиноводства в области, по сути, больше нет. Однако с такой оценкой категорически не согласен региональный министр сельского хозяйства Сергей Красный. Да, от тульского стада осталась примерно треть, но надежды на восстановление отрасли, по его словам, имеются.
- Сейчас есть два предприятия - "Кораблино" и "Возрождение", - где свиноводство развивается. Здесь будут приняты все необходимые меры по недопущению заболевания. В первом собираются строить мощный комплекс, планируют откормочник, сделали собственную бойню, второе имеет свою переработку, ее продукция востребована...
Впрочем, оба названные хозяйства по объемам не сравнить с "Лазаревским" - в них всего по 13-15 тысяч голов. А "Лазаревское" на семьдесят процентов обеспечивало потребности туляков в свинине. Убытки крупнейшего в регионе свиноводческого комплекса от АЧС, по словам его гендиректора Федора Романовского, оцениваются в 370 миллионов рублей. Для любого сельхозпредприятия это очень большие деньги.
- Этой ситуации можно было избежать при одном условии: если бы комплекс был не типовой постройки 1980 года, а современный - с разнесением отделений на расстояние километров пять как минимум, - пояснил "РГ" главный ветеринар области Сергей Кожевников. - Тогда какую-то часть поголовья можно было бы сохранить. А здесь практически во всех свиноводческий помещениях был зарегистрирован падеж.
Как выяснилось, в соответствии с правилами санветэкспертизы нельзя использовать мясо зараженных АЧС животных для изготовления, например, тушенки. Хотя вирус при температуре более 70 градусов погибает, и такой мировой опыт есть. Ветеринар признает, что отечественные правила сегодня не совсем соответствуют реалиям, но "пока мы связаны по рукам и ногам".
- У нас, к сожалению, и закон о ветеринарии до сих пор не принят. А без него менять подзаконные акты не получится, - отметил Сергей Кожевников.
- Если бы это случилось 10-15 лет назад, это было бы для нас смертельно, - рассуждает Федор Романовский. - Но за это время мы смогли сделать хозяйство многоотраслевым, и потому сегодня говорим, что эта беда тормозит нас в развитии.
По словам директора хозяйства, своеобразным паровозом для предприятия станет мясопереработка. Пока здесь планируют работать на привозной свинине и говядине собственного производства. Есть еще молочная ферма, которая не пострадала. Приличную долю доходов приносит и выращивание картофеля, подсолнечника, рапса. Кроме того, здесь наладили изготовление пельменей, вареников, пекут хлеб. Раньше это было подспорьем, теперь выйдет на первые позиции. К тому же у хозяйства имеются 26 торговых точек в Туле и районах области.
Комплекс "Лазаревское" - главный работодатель для местных жителей. До беды здесь трудились 750 человек
- Надо увеличивать объемы торговли и серьезно торговать не только своей продукцией, - планирует директор. А еще собирается разводить индюшек.
О восстановлении поголовья свиней в хозяйстве говорят осторожно. По оптимистическим прогнозам, это может случиться лишь в следующем году. Но уже на более высоком технологическом уровне - с лучшей защитой и "более цивильными породами".
При этом один из главных уроков, который вынесли из случившегося в Лазаревском, в том, что ставку нужно делать не на гигантские фермы, а на средние - по 12-15 тысяч голов. Кроме того, здесь намерены отказаться от торговли свиньями в живом виде. Собственно, на этом и настаивает Россельхознадзор.
Кстати, у ветеринарного ведомства оптимизма по поводу скорого восстановления хозяйства чуть меньше. По словам Сергея Кожевникова, сейчас "Лазаревское" может только молоко на завод сдавать, поскольку ферма КРС расположена довольно далеко. А по всему остальному - пока остановка. Для запуска той же переработки главное условие - сделать на мясокомбинат отдельную дорогу, в этом случае его можно будет запустить раньше.
Кроме того, необходимо продезинфицировать весь комплекс. Будет проведена трехкратная обработка, и если потом будут вновь выделены какие-то "нежелательные моменты", все придется начинать сначала. А ферму после дезинфекции в любом случае закроют в резервацию на полгода, и лишь после этого туда запустят поросят - на пробу.
- Случаи пуска таких комплексов после АЧС есть, например, в Краснодарском крае. Это вполне возможно, но потребует трудовых, материальных и временных затрат, - пояснил главный ветеринар области. Ориентировочно только на приобретение дезсредств потребуется более десяти миллионов рублей. Конечно, поголовье было застраховано, но пока не очень ясно: сколько составит возмещение, как и когда оно будет выплачено.
Но помимо экономического фактора есть еще и социальный. Свиноводческий комплекс - главный работодатель для жителей большого села Лазаревское и еще почти десятка деревень. До беды здесь работали 750 человек, средний заработок превышал 25 тысяч рублей.
Наталья Дремова много лет трудилась в хозяйстве, сейчас инвалид, но получала материальную помощь. Муж работал на свиноводческом комплексе и ему, по ее словам, платили порой до 40 тысяч.
- Для нас эта ситуация очень болезненна, - рассказала Наталья Дремова. - Сейчас мужа на две трети среднего заработка переведут, очень тяжело будет. У меня двое детей, трое внуков - кто им будет помогать? Ведь еще и кредиты надо платить!
Федор Романовский заверил земляков, что увольнять никого не собирается, тем более что работы в ближайшее время будет очень много. Правда, не совсем профильной.
- Есть огромная территория, ее надо приводить в порядок - мыть, чистить. Кто-то должен это делать. Предлагаем работникам перейти на время в маляры, строители. Некоторые, правда, не соглашаются, и примерно сто человек ушли, - сообщил директор. - Будем работать в две смены. Все зависит от того, насколько быстро все сделаем.
Между тем подспорьем для многих местных жителей во все времена были выращенные на продажу свиньи. Может, людям было бы легче пережить этот трудный период, если бы домашних животных из-за карантина у них не изъяли. И неудивительно, что в одном подворье ветеринаров встретили плачущие дети, в другом - мужчина с ружьем. Он наотрез отказывался отдавать поросенка, которого когда-то выкормил из соски. Еле уговорили.
Компенсация за изъятых животных составила 80 рублей за килограмм. Многие, посчитав такую сумму недостаточной, забили своих свиней сами, но просчитались: мясо после АЧС изымали и из холодильников.
Агрообзор