27.10.2016 10:19
Председатель комитета Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку Татьяна Лапаева сообщила, что наибольший рост цен произошел в январе на 1,26 %. В последующие месяцы цены росли более медленными темпами, их снижение зафиксировано в мае, августе и сентябре, что связано в основном с сезонным фактором. По итогам 9 месяцев текущего года, цены на продовольственные товары по сравнению с соответствующим периодом прошлого года выросли на 6%. Более высокие темпы роста в Московской области (8,45%), Костромской (7,44%), Тамбовской (7,13%), Ярославской (7,12), Москве (6,88%), Калужской области (6,86%).
Татьяна Лапаева отметила, что за истекший период подорожали молочная продукция, хлеб, яйцо на 5-8 %; рыба – на 10 %, бакалейные товары от 5 до 22 %. Вместе с тем подешевели мясо свинины и птицы - на 3 %, лук, капуста, морковь – на 19-26 %, картофель – на 34 %.
«Если сравнивать уровень средних розничных цен по субъектам ЦФО, то в Тульской области в сентябре текущего года цены на рыбу мороженую, сахар-песок, крупу гречневую, хлеб ржаной и пшеничный, картофель, капусту, лук репчатый выше, чем по ЦФО. Вместе с тем, в нашем регионе одни из самых низких цен на свинину, молоко, говядину, чай», - сообщила председатель комитета.
По словам Татьяны Лапаевой, комитетом реализуется комплексная система мер, направленных на сдерживание роста цен, которая включает следующие ключевые направления.
1. Работает оперативный штаб по мониторингу ценовой ситуации на региональном потребительском рынке, созданный распоряжением Губернатора Тульской области от 8 августа 2014 года № 373-рг. С августа 2014 года в целях реализации Указа Президента Российской Федерации о применении отдельных специальных экономических мер комитетом на постоянной основе проводится мониторинг розничных цен по 40 наименованиям продуктов питания.
2. Одним из инструментов оперативного реагирования на изменение ценовой ситуации является работа телефона «горячей линии» по вопросам роста цен на продукты питания.
3. С марта 2015 года действуют специальные соглашения между правительством Тульской области, сетевыми торговыми компаниями и региональными предприятиями, производящими пищевую продукцию, направленные на сдерживание роста цен.
4. Развитию здоровой конкуренции и улучшению конкурентной среды способствует ярмарочная, нестационарная, мобильная торговля – как альтернативный (дополнительный) канал сбыта продукции местных товаропроизводителей.
«В настоящее время на постоянной основе работают 40 ярмарочных площадок, 11 рынков, 8 некапитальных комплексов, на которых создано в общей сложности порядка 9 тыс. торговых мест. Количество созданных торговых мест на действующих ярмарках позволяет удовлетворить все поступающие заявки (доля используемых мест в общем числе созданных торговых мест составляет порядка 50 %)», - подчеркнула председатель комитета.
5. Следующим направлением работы является внедрение системы дисконтирования. Комитетом на постоянной основе организовано взаимодействие с сетевыми торговыми компаниями по вопросу присутствия в ассортименте торговых предприятий товаров по сниженным ценам для социально незащищенных категорий граждан.
Татьяна Лапаева подчеркнула, что сетевые торговые компании имеют значительное влияние на складывающуюся ценовую ситуацию в регионе, так как на их долю в обороте продовольственных товаров приходится 43,9 % (1 полугодие 2016 года). Вместе с тем, уровень цен по большинству продовольственных товаров в торговых сетях ниже, чем в остальных форматах торговли (в среднем на 15%) в связи с закупкой товаров в больших объемах и более низкими издержками по логистике.
6. Недопущению социальной напряженности способствует действующий на территории Тульской области социальный проект Единая дисконтная карта «Забота». Проект реализуется на территории 8 муниципальных образований (Тула, Алексин, Донской, Ефремов, Киреевск, Новомосковск, Узловая, Щекино).
Председатель комитета также напомнила, что в июле текущего года были приняты изменения в Федеральный закон о торговле в части снижения в два раза размера вознаграждения, выплачиваемого поставщиком торговой сети, с 10% до 5%, и уменьшения максимальных сроков оплаты за поставленную продукцию.
«Это положительно скажется на ценовой ситуации, но здесь важен контроль за соблюдением требований действующего законодательства», - подчеркнула Татьяна Лапаева.
Однако, по словам председателя комитета, реализуемая комплексная система мер, направленных на снижение уровня цен не совершенна. Для ее улучшения изучается и используется опыт своих коллег из других регионов. Вместе с тем, принимаемые меры способствовали тому, что по индексу потребительских цен на продовольственные товары Тульская область по итогам 9 месяцев 2016 года улучшила свои позиции, поднявшись с 12 места, занимаемого по итогам 2015 года среди 18 субъектов ЦФО, на 7 место.
В ходе совещания о ценовой политике по основным видам продовольственных товаров выступили руководители сетевых компаний, работающих в регионе. В частности, обсуждался вопрос реализации карты «Забота» в ряде сетевых магазинах региона.
Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области Юрий Елагин доложил о мониторинге ценовой ситуации и контроле за соблюдением требований действующего законодательства торговых сетей.
О реализации товаров сельхозпроизводителей Тульской области сообщил исполнительный директор Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств Тульской области Вячеслав Андриянов.
Портал правительства Тульской области