24.02.2014 00:20
В пятницу со срочным визитом в Москву прибыла генеральный директор Еврокомиссии по здоровью и правам потребителей Паола Тестори Коджи. Целью ее визита стали консультации с главой Россельхознадзора Сергеем Данквертом относительно ситуации, сложившейся вокруг прекращения поставок европейской свинины в Россию.
Напомним, что в конце января в Литве были подтверждены случаи заражения животных африканской чумой свиней (АЧС). Сама Россия борется с этим заболеванием примерно с середины 2000-х годов, но пока эпидемию остановить не удается. Вирус распространяется самыми разными способами, включая одежду человека и колеса автомобилей, продвигаясь со средней скоростью 300 км в год. Уже заражены несколько областей, в том числе в Центральной части России, хотя впервые заболевание было выявлено на Кавказе.
В Евросоюзе же все началось с Литвы. Затем очаги АЧС возникли в Польше. Проблема заключается еще и в том, что вирус распространяется и среди диких животных, и отследить их перемещение не представляется возможным. В результате охотники фиксируют случаи гибели животных уже на границе с Чехией, хотя подтверждений, что это АЧС, пока нет.
После обнаружения заболевания в Литве Россия закрыла импорт свинины из этой страны. Однако свобода перемещения грузов внутри Евросоюза, которой так долго добивались европейцы, оказала в данном случае европейским фермерам медвежью услугу. Из-за того, что территория ЕС не имеет формальных ограничений по передвижению товаров, под российский запрет попала вся свинина, произведенная в Евросоюзе. По сертификационным требованиям, в Россию может попадать только мясо, которое произведено в регионе, где случаи заболевания не выявлялись три года. А в случае с ЕС это уже не так.
Еще до того, как заболевание было выявлено в Польше, чиновники Евросоюза потребовали от россиян ввести ограничения лишь на 5-6 областей Литвы, сохранив возможность импорта из других частей ЕС. "Шесть регионов Литвы — это несерьезно. Мы такую позицию не примем", — заявил "Росбалту" глава Россельхознадзора Сергей Данкверт накануне встречи с Паолой Коджи. По его словам, нынешняя система в Европе не позволяет гарантировать защиту от проникновения вируса в другие страны, поскольку поросенок может родиться в Дании, откормиться в Германии и поехать на убой в Польшу. "К тому же, мы до сих пор выявляем факты контрабанды, которые не позволяют с доверием относиться к системе контроля в ЕС. Наши европейские коллеги до сих пор не разобрались, как недавно 3 машины, имея правильные сертификаты, привезли нам одну продукцию вместо другой, хотя в Европе есть системы спутникового наблюдения за водителем. Видимо, в этот момент спутник не очень хорошо работал", — отметил Данкверт.
В начале текущей недели в Москву прибыли представители бизнес-сообщества и ветеринарных служб пяти государств — Франции, Италии, Нидерландов, Дании и Литвы, попросив найти выход из положения. Однако в момент переговоров раздался телефонный звонок от Паолы Коджи, которая обвинила россиян в непропорциональных и неправомерных действиях и пригрозила пожаловаться в ВТО. Услышав, что разбирательств в ВТО Москва не боится, да и вообще это довольно долгая процедура, она потребовала немедленной встречи с руководством Россельхознадзора — и сегодня утром встреча состоялась.
"Мы рассчитывали, что европейские коллеги выйдут с новыми предложениями по регионализации. Но этого не произошло", — сообщил Данкверт. Впрочем, похоже, что россияне и не ожидали особого прорыва от сегодняшних переговоров, поскольку после создания Таможенного союза подобные решения принимаются уже в рамках Евразийской экономической комиссии, и самостоятельно Россия снять ограничения на поставки мясной продукции из Европы уже не может. Формально, РФ может лишь консультироваться с ЕС и выходить с соответствующими предложениями на рассмотрении вопроса в рамках ТС.
Россия предлагает Европе пойти другим путем и провести более глубокую регионализацию, позволяющей четко отслеживать страну происхождения товара. Чтобы поросенок родился, рос и был забит в стране, свободной от заражения. К слову, именно такой регионализации в свое время добился с Евросоюзом Китай, который подписал с каждой европейской страной отдельные соглашения. К России подходы были другими.
Между тем, с середины 2000-х производство мяса в России постепенно растет. По мясу птицы уже достигнут уровень продовольственной безопасности, что позволило занять более жесткую позицию по пресловутым "ножкам Буша". Теперь очередь за свининой — правда, до недавних пор на европейский импорт приходилось примерно 50% российского рынка (около 600 тыс. тонн). Однако власти считают мясной рынок взаимозаменяемым и готовят "пропуск" для продукции из других стран. С понедельника Россия планирует открыть свой рынок для американской индейки, также активизировались переговоры с производителями свинины из США и Бразилии.
Возможный рост цен российских чиновников не смущает. Кроме того, как заверяет Данкверт, любителям испанского хамона и пармской ветчины не стоит паниковать: готовая продукция может поставляться в Россию, если она прошла высокотемпературную обработку (при 80 градусах Цельсия). Причем и здесь россияне вставили шпильку европейцам. Кодекс Международного эпизоотического бюро допускает обработку готовой продукции при 72 градусах, но поскольку в свое время европейцы в адрес российских аналогичных товаров ввели требование проводить обработку при 80 градусах, сейчас россияне ответили им тем же. "В рамках ВТО проповедуются принципы эквивалентности", — напомнил Данкверт.
Владислав Кузьмичев
Подробнее: http://www.rosbalt.ru/business/2014/02/21/1236355.html