25.07.2013 21:05
Национальный союз производителей молока подготовил обращения в адрес Президента Российской Федерации В.В.Путина, Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева, министра сельского хозяйства Российской Федерации В.Н.Федорова по ситуации, сложившейся в молочной отрасли страны и первоочередным мерам по выходу из кризиса. В основу письма были положены письма, пришедшие в адрес «СОЮЗМОЛОКО» в июне – июле 2013 года в рамках подготовки к Всероссийскому совещанию на тему: «Повышение экономической эффективности ведения молочного скотоводства», которое состоится 26-27 июля в Екатеринбурге.
Отраслевой союз, выражающий интересы свыше 70 % всей отрасли (как производителей и переработчиков молока) не был приглашен на это мероприятие. Это стало подтверждением того факта, что мнение огромной части участников рынка, владеющих актуальной информацией по его состоянию и подготовивших свои предложения по выходу из кризиса, игнорируется на уровне профильного министерства. СОЮЗМОЛОКО считает, что сложившаяся практика замалчивания реальной ситуации в молочном животноводстве недопустима и может привести к необратимым последствиям для одной из важнейших социально-значимых отраслей. Мы считаем своим долгом доведение собранной Союзом информации до всех уровней власти.
В ответ на обращение отраслевого союза предоставить информацию о реальной ситуации в рамках подготовки к совещанию, в «СОЮЗМОЛОКО» пришло свыше 50 писем з 38 регионов страны. Участники рынка бьют тревогу и предупреждают о разрастающемся кризисе, охватившем молочную отрасль. Проблемы, поднятые в большинстве обращений, выглядят идентично.
За время реализации Государственной программы развития сельского хозяйства с 2008 года производство молока в России даже по официальным данным Росстата сократилось с 32,4 млн. тонн до 31,9 млн. тонн. Молочное скотоводство – единственная отрасль, показавшая отрицательную динамику.
Засухи 2011 и 2012 гг. привели к резкому росту стоимости кормов и, как следствие, росту себестоимости производимого молока. При этом отпускная цена на сырое молоко находится на уровне конца 2011 – начала 2012 года. В результате на 1 июля 2013 года поголовье коров во всех категориях хозяйств снизилось на 170 тысяч голов , т.е. на 2% к июлю 2012 г. или до уровня двухлетней давности. Наиболее тревожная тенденция – сокращение за последний год почти на 72 тысячи голов поголовья коров в сельхозорганизациях, производящих львиную долю товарного сырого молока в стране.
Снижение поголовья автоматически привело к снижению объемов производства сырого молока. В первом полугодии 2013 года во всех категориях хозяйств производство снизилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 729 тысяч тонн или 4,6%. Падение было зафиксировано в сельхозорганизациях – 5,8%, и в хозяйствах населения – 4,5%.
В результате, по словам участников рынка, растет дефицит молока. Подтверждение данной тенденции является снижение производства «молокоемких продуктов». По сравнению с прошлым годом (на 1 июля) произведено на 3,8% меньше сливочного масла, на 6,7% сыра.
Хронический дефицит молока покрывается импортом и фальсификатом. Объемы поставок импортной молочной продукции за год выросли в пересчете на молоко более чем на 500 тысяч тонн и составили в 1 квартале 2013 года почти 2 миллиона 200 тысяч тонн. Наибольший показатель роста объемов поставок у сухого обезжиренного молока (+110,5%), сухой сыворотки (+35,4%), сливочного масла (+30,7%), сухого цельного молока (+22,7%), сыров (+19,1%), молока и сливок (+18,1%).
Рост фальсифицированной молочной продукции в результате дефицита молока становится все более серьезной угрозой для российского рынка. Качественные молочные жиры заменяются дешевыми и вредными для здоровья растительными жирами, в том числе, пальмовым маслом. По консервативным оценкам экспертов, сейчас объем фальсифицированных молочных продуктов на рынке составляет более 4 млн. тонн или свыше 10% от объема потребления. В результате анализа закупленных образцов молочной продукции, проведенного СОЮЗМОЛОКО, выявлено, что 48% молочных товаров не соответствуют информации, заявленной на этикетках.
Негативное влияние на отрасль оказало вступление в ВТО. Снижение прямой государственной защиты и поддержки отрасли при присоединении к этой организации не были компенсированы другими мерами, а формальное увеличение субсидирования по одним направлением (например, повышение субсидий на литр произведенного молока) сопровождалось снижением поддержки по другим направлениям (субсидирования ставок по кредитам). Таким образом, государственная поддержка молочной отрасли стала ниже, чем была в предыдущем периоде и существенно ниже, чем в других странах, что привело к снижению ее конкурентоспособности.
Очередное снижение в соответствии с условиями вступления России в ВТО уровня таможенно-тарифной защиты в августе 2013 года, постепенная отмена квот на производство молока в Евросоюзе и предусмотренное увеличение прогнозного баланса спроса и предложения молочной продукции Союзного государства на 2013 год не добавляют производителям и переработчикам молока оптимизма и ведут социально значимую отрасль к неизбежному краху Сложившаяся в молочном животноводстве ситуация негативно сказывается на инвестиционной привлекательности молочной отрасли и, прежде всего, молочного скотоводства. В большинстве регионов не заявлено ни одного нового инвестиционного проекта, инвесторы приостанавливают реализацию уже начатых. Даже при условии максимальной государственной поддержки, окупаемость проектов составляет не менее 15 лет, внутренняя норма доходности – находятся на уровне, неприемлемом для инвесторов. Для сравнения в птицеводстве и свиноводстве период окупаемости редко составляет более 6-8 лет.
Необходимо принять кардинальные меры по исправлению ситуации. В противном случае, задача по производству 38 млн тонн молока к 2020 году и выполнение показателя по самообеспечению молочными продуктами на уровне 90%, представляется нереализуемой, а поток фальсификата, который стремительно замещает собой падающие объемы производства натуральных молочных продуктов, представляет реальную угрозу здоровью нации.
Проанализировав предложения участников молочной отрасли, Национальный союз производителей молока предлагает реализовать комплекс срочных мер по блокированию негативного сценария развития ситуации в молочном животноводстве.
1. Увеличение объемов субсидирования на 1 литр произведенного товарного молока. Для обеспечения инвестиционной привлекательности молочного скотоводства и обеспечения устойчивого роста объемов производства сырого молока, объем государственной поддержки из федерального бюджета должен составлять не менее 3-5 рублей на литр в зависимости от региона, при условии софинансирования со стороны региональных бюджетов. В этом случае, окупаемость проектов в молочном скотоводстве в среднем не будет превышать 8-10 лет, что оптимально для отрасли.
2. Изменение принципов субсидирования на 1 литр товарного молока. Принятая с 2013 года практика дифференцированного субсидирования молока высшего и первого сорта адекватна для ситуации профицита молока на рынке. К сожалению, в ситуации дефицита это приводит к фальсификации сортности со стороны производителей и переработчиков. При этом система независимого контроля за качеством просто отсутствует – в результате выделяемые государством деньги используются неэффективно.
Еще одним негативным последствием действующего механизма является то, что при резком росте на уровне региона производства молока высшего сорта (что сейчас и происходит в ряде регионов) на фоне зафиксированного объема поддержки по сортам, объем поддержки производства молока 1 сорта может быть больше, чем высшего, что демотивирует производителей качественного молока.
Для исправления ситуации необходимо принять практику равного субсидирования 1 литра товарного молока вне зависимости от сорта. Это позволит даже в ситуации дорогих кормов обеспечить производителям качественный рацион питания животным, что будет способствовать повышению качества молока и упростит механизм контроля объемов реализации молока, то есть товарности.
Стимулирование производителей к увеличению объемов производства молока высшего сорта должно происходить за счет рыночных механизмов. Переработчики закупают молоко высшего сорта на 15-20% дороже, чем 1 сорт. Это достаточная премия для повышения качества сырого молока.
3. Исключение из критериев для предоставления субсидий такие показатели как жирность, содержание белка, выход телят. Аналогичных критериев нет ни в одной отрасли – ни в птицеводстве, ни в свиноводстве. Эти критерии не имеют прямого отношения в росту валовых объемов производства, необходимо их исключить.
4. Разрешить для субсидирования производство молока, реализованное производителями через Управляющие компании и кооперативы, а не только напрямую переработчикам. Практика использования Управляющих компании и кооперативов позволят эффективно выстраивать логистические цепочки и оптимизировать затраты, формировать более прозрачные и понятные правила на рынке сырого молока, поэтому действующий механизм является дискриминационным.
5. Обеспечить субсидирование 15-летних кредитов на молочное скотоводство по действующим проектам как это предусмотрено в Государственной программе 2013-2020 в части мяса КРС и пролонгировать существующие инвестиционные кредиты до 15 лет с сохранением субсидирования. В настоящее время соответствующие предложения подготовлены Министерством сельского хозяйства и находятся на согласовании.
6. Своевременное доведение средств государственной поддержки до сельхозпроизводителей. По оценкам участников рынка, средств выделенных на субсидирование инвестиционных кредитов в 2013 году хватит только на 3 квартала. Необходимо увеличение объемов финансирования отрасли и оптимизация системы планирования субсидий с целью недопущения ситуации с неполучением средств государственной поддержки и банкротством предприятий.
7. Необходимо унифицировать подходы к анализу экономики молочного производства в соответствии с лучшими мировыми практиками. Во многих вопросах, связанных с анализом финансово-экономического положения сельхозпредприятий, это позволит избежать «изобретения велосипеда» и оптимизировать принципы и объемы государственной поддержки с учетом мирового опыта.
8. Необходимо ужесточить наказание за производство и продажу фальсифицированной молочной продукции. Серьезным штрафам должны подвергаться как производители, так и розничные сети.
9. Разработать отраслевую программу развития молочной отрасли и учесть в ней сформулированные выше предложения, а также потенциал развития переработки и логистической инфраструктуры. Целью программы должно стать привлечение в отрасль инвестиций с целью модернизации молочного скотоводства и переработки. При этом уровень государственной поддержки должен обеспечивать окупаемость проектов в течение 8-10 лет, что позволит к 2020 году выйти на объемы производства сырого молока не менее 38 млн. тонн. Будут выполнены показатели Доктрины продовольственной безопасности и Государственной программы развития сельского хозяйства до 2020 года.
В противном случае, без кардинальных изменений и принятия долгосрочной программы развития отрасли, невозможен будет не только рост производства, но даже сохранение текущего уровня производства – 32 млн. тонн, в отрасли продолжится падение валовых объемов производства. По прогнозам СОЮЗМОЛОКО, объем производства сырого молока в текущем году составит около 31,1 млн тонн – это уровень 2005 года, до начала реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК».