22.11.2016 10:14
Поправки к закону «О торговле» вступили в силу 15 июля 2016 года. До окончания переходного периода осталось 1,5 месяца. С нового года ритейлеры и поставщики должны строить свои отношения по новому закону. Согласно нововведениям, совокупный размер выплат, которые получают ритейлеры от поставщиков за различные рекламные и маркетинговые услуги, ограничен 5% от стоимости поставки. Основной целью подготовки поправок была защита производителей. Но участники рынка не сомневаются, что после 1 января сети останутся при своем и продолжат получать вознаграждения в прежнем объеме, используя обходные пути. А вот положение поставщиков, особенно мелких и средних, о которых радели законодатели, может ухудшиться.
Неотменяемые выплаты
В сумму, ограниченную 5% от стоимости закупки, входит премия за объем закупки, плата за маркетинговые, рекламные, логистические и другие услуги, которые сеть оказывает поставщику. Также по закону срок оплаты товаров сокращается с 10–45 дней до 8–30 дней, в зависимости от длительности хранения продукции.
Инициатор поправок — глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая подчеркивала, что этим законом государство обеспечивает защиту прав покупателей и защиту малого и среднего бизнеса на продовольственном рынке. Однако поверить в то, что поправки изменят ситуацию, сложно. Опрошенные «ДП» поставщики говорят, что затраты на рекламу и маркетинг товара в магазине, превышающие установленные 5%, просто нигде не будут прописаны и производителям остается надеяться на устные договоренности с закупщиками.
До окончания переходного периода еще 1,5 месяца, но варианты обхода 5-процентного барьера, которые позволят сетям не нарушить закон и сохранить привычный уровень рентабельности, уже известны.
«Первый путь заключается в уменьшении закупочной стоимости товара с сохранением объема всех платежей по логистике, маркетингу, рекламе — товар теперь будет поставляться условно не за 100, а 70 рублей, и эти 30 будут платой за все услуги», — говорит Петр Офицеров, генеральный директор консалтинговой компании «Офицеров и партнеры», отмечая, что именно по этому пути могут пойти крупнейшие ритейлеры.
Штрафные санкции как замена платежей по логистике и маркетингу будут менее популярны, ожидает он. При таком варианте развития событий сеть выставляет поставщику формальный штраф, который, по сути, является оплатой услуг. «Штрафы были и остаются, но идти по этому пути никто не хочет, потому что, во–первых, большую сумму все–таки не напишешь, а во–вторых, все шито белыми нитками, слишком велик риск пострадать», — говорит представитель одной из торговых сетей города. О том, что все бонусы просто перешли в резко увеличившиеся штрафы, говорит и директор по продажам агрохолдинга «Выборжец» Александр Бельковец.
По его словам, если поставщик не соглашается на это, контракт расторгается. И, наконец, третий вариант — заключение дополнительных договоров на иные юридические лица, связанные с сетью, по услугам логистики, маркетинга, рекламы и т. д. Также набирает популярность своеобразный бартер — сети в безденежной форме договариваются с производителями, чтобы те оплачивали их рекламу на ТВ и в прессе. …
Полный текст статьи читайте в «Обзоре прессы».
Автор: Агентство АгроФакт