Главная \ Новости    \ Приоритеты в развитии молочного и мясного животноводства в России, меры реализации аграрной политики      

Приоритеты в развитии молочного и мясного животноводства в России, меры реализации аграрной политики

« Назад

21.01.2014 20:01

В качестве критерия оценки продовольственной независимости определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной продукции в общем объеме товарных ресурсов соответствующих продуктов, имеющих пороговое значение, которое в отношении мяса и мясопродуктов должно составлять не менее 85%; молока и молокопродуктов – не менее 90 %.

Сегодняшнее состояние отрасли животноводства далеко от уровня, обеспечивающего продовольственную независимость.

Согласно статистическим данным в 2012 году самообеспеченность говядиной составила 80% (произведено 2,9 млн. тонн при импорте 0,7 млн. тонн мяса говядины). При имеющейся тенденции снижения поголовья значение данного показателя в перспективе может значительно вырасти.

Импорт молочной продукции в 2012 году составил 25% от объема потребления, а за 9 месяцев 2013 года его доля выросла до 30%, также при имеющейся тенденцию снижения поголовья.

Агрегированный показатель самообеспеченности России товарной свининой составил в 2012 году всего 53% на фоне увеличение поголовья свиней за счет ввода в строй новых крупных комплексов. Данная тенденция позволила снизить зависимость от импорта и увеличить самообеспеченность до 64%.

Принимая во внимание существующие тенденции в развитии отрасли в рамках государственной аграрной политики целесообразно определить за счет чего повысить самообеспеченность страны по данным группам товаров, какими с этой точки зрения должны быть приоритеты аграрной политики. В настоящее время государство смотрит на данную проблему достаточно однобоко - наращивание объемов планируется только за счет увеличения количества крупных предприятий или агрохолдингов.

Считаем, здесь нужен глубокий анализ ситуации, сложившейся как по отрасли в целом, так и в каждом отдельном секторе аграрной экономики. Это позволит объективно оценить ситуацию и тенденции, а также определить приоритеты агарной политики в области развития мясного и молочного скотоводства, основанные на аргументированных оценках и анализе. Это в свою очередь позволит направить усилия государства на выстраивание оптимальной структуры отрасли с учетом имеющего международного опыта и подкрепить их соответствующими решениями нормативно-правового поля и мерами государственного регулирования.

Фактическая структура животноводческой отрасли

В настоящее время в России сложилось многоукладное сельское хозяйство, отражающее многообразие организационно-правовых форм и хозяйственных особенностей осуществляющих деятельность сельхозтоваропроизводителей. Структура животноводческой отрасли в стране представлена сельскохозяйственными субъектами, среди которых выделяют сельхозорганизации (в основном крупные и средние) крестьянские-фермерские хозяйства (КФХ), являющиеся в основном микропредприятиями различной организационно-правовой формы и хозяйства населения (ЛПХ), которые не имеют зарегистрированного бизнеса, но на долю которых, приходится, значительный объем производства.

Распределение поголовья между данными секторами в динамике выглядит следующим образом.

2009

2012

Динамика изменения   доли сектора в структуре поголовья

КРС

Сельхозорганизации

46%

45%

-1%

КФХ

6,6%

9,5

+3%

ЛПХ

47%

45%

-2%

Коровы

Сельхозорганизации

41%

40%

-1%

КФХ

7%

11%

+4%

ЛПХ

51%

48%

-3%

Свиньи

Сельхозорганизации (СХО)

61%

72%

+11%

КФХ

4,4%

2,9%

-1,5%

ЛПХ

34%

24%

-10%

Структура секторов мясного и молочного скотоводства за рубежом.

В Америке 80% ферм составляют хозяйства семейного типа. При этом на животноводческой ферме в среднем содержится 118 голов КРС, на молочной ферме – 131 корова, на свиноводческой ферме – 800 голов.

В Германии сельское хозяйство более чем на 90% состоит из семейных ферм. Средняя животноводческая ферма - 77 голов КРС, молочная – 50 коров. Средняя свиноводческая ферма – 1 тыс. голов.

В Финляндии сельское хозяйство на 100% - фермерское. В свиноводческой ферме в среднем 1 тыс. 200 голов, в животноводческой – 50 голов КРС, в молочной – 29 коров. Эта модель исключительно эффективна, о чем можно судить по продукции фермерского кооператива Валио, поставляющего молочную продукцию на российский рынок - 44% цельномолочной продукции, поставляемой в Россию произведено именно в Финляндии.

Общие экономические условия в стране, определяющие состояние отрасли

Общая экономическая ситуации в отрасли характеризуется, прежде всего, снижением уровня рентабельности, который не позволяет сегодня вести расширенное воспроизводство. Обусловлено это рядом причин объективного характера, как то:

- постоянный рост затрат на услуги государственных монополий (ГСМ, электричество), соответственно рост затратной части, формирующей себестоимость продукции;

- увеличивающиеся поборы со стороны контролирующих организаций;

- низкие закупочные цены на продукцию, в том числе в связи конкурентоспособным и хорошо датируемым иностранными государствами импортом;

- выросшие из-за череды засух цены на фуражное зерно, соответственно значительное повышение стоимости кормов;

- монополизмом комбикормовых заводов;

- низкая доля в конечной цене продукции, приходящаяся на сельхозтоваропроизводителей, ценовая маржа съедется торговыми сетями и переработчиками;

- высокие процентные ставки по кредитам;

- задержка в выплате субсидий по компенсации процентных ставок и другие.

Все это ведет к тому, что животноводство в достаточно краткосрочной перспективе может стать, а во многих случаях и становится зоной убытка, что в перспективе приведет к оттоку инвестиций в эту отрасль.

Однако, каждый из вышеупомянутых секторов в сложных экономических условиях развивается по-разному.

Если брать сравнительные показатели за последние 10 лет спад по крупному рогатому скоту в целом по отрасли спад составил 25,6%, а по коровам 25%, при этом значительный рост поголовья наблюдается у фермеров - за 10 лет в 2,7 раза (по коровам более чем в 3 раза).

В 2012 году спад КРС по отрасли - Поголовье крупного рогатого скота в целом по отрасли в 2012 году по сравнению с предшествующим годом снизилось на 0,8%. В том числе коров – на 1%. Однако, подъем поголовья наблюдается в фермерском секторе - КРС стало больше на 12,5%, а коров– на 11,6%. Та же тенденция сохраняется и в 2013 году.

По данным на октябрь 2013 года также произошло снижение поголовья КРС в целом по отрасли по сравнению с годом ранее на 2,3%, на 1,1% коров. За тот же период у фермеров поголовье КРС выросло на 2,8%, а коров на 5,9%.

Снижение поголовья коров в крупных сельхозорганизациях произошло, не смотря получение государственной поддержки на литр молока и на рост закупочных цен на сырое молоко, которые к настоящему времени уже выросли на 30% к аналогичной дате прошлого года и составляют по данным статистики 16 рублей за кг молока. До конца 2013 года они могут увеличиться еще на 5-10%.

Поголовье крупнорогатого скота в России

Сектор \ тысяч голов

2006

2012

На 1.10.2013

2012/2006

КРС

Сельхозорганзации

10 616

9060,2

8944

85,3%

КФХ

1092,1

1930

2098

176,7%

ЛПХ

9 853

8990

9494

91,24%

Коровы

Сельхозорганизации

4077,1

3640,1

3593

89%

КФХ

477,3

979,0

1013,3

205%

ЛПХ

4 805,3

4263,9

4283

89%

Производство молока в целом по отрасли за 10-летний период упало на 4,9%, рост произошел в крестьянских хозяйствах - в 2,5 раза. В 2012 году в целом производство молока за год увеличилось на 0,9% и составило 31 830,9. В фермерском секторе прирост составил 12,8%. Производственные показатели за 9 месяцев 2013 года уступают году ранее на 4%. В cельхозорганизациях объем производства упал на 5,4%, при этом в фермерских хозяйствах увеличился на 5,7%.

Сектор \ Молока,

тыс. тонн

2006

2012

на 1.10.2013

2012/2006

Сельхозорганизации

14 134,9

14 752

10,9

104%

КФХ

1122,80

1 719,4

1,4

153%

ЛПХ

16081,0

15 359,1

12,1

96%

Отрасль свиноводства в нашей стране на 70% индустриализирована. Остальные 30% приходятся на малый бизнес - личные подсобные хозяйства и КФХ, доля которых в объеме производства в последнее время стремительно уменьшается.

Поголовье свиней в России

Сектор \ тысяч голов

2006

2012

На 1.10.2013

2012/2006

Сельхозорганизации

8430

13668

14928

1,62

КФХ

816

567

538

0,69

ЛПХ

6938

4606

4854

0,66

В 2012 году произошло увеличение поголовья свиней на 9% за счет ввода в строй новых крупных комплексов. Поголовье в хозяйствах населения и крестьянских фермерских хозяйствах заметно снижается - в КФХ на 16%, а в ЛПХ - на 11%.

Следует отметить, что скорость снижения поголовья свиней в малых формах хозяйствования будет продолжать увеличиваться из-за искусственно созданных условий и введения ряда ограничений и запретительных мер. Велика вероятность такого развития событий, при котором скорость снижения поголовья свиней в малом секторе будет значительно выше скорости его наращивания в крупных комплексах. Определять эту тенденцию будут в первую очередь необходимость возвращать инвестиционные кредиты, что крупным предприятиям не потянуть при сложившейся динамике цен, а также высокий уровень заболевания животных и падежа скота, который значительно выше у крупных предприятий.

Основной причины снижения поголовья свиней в малых формах хозяйствования является установка, согласно которой малые формы хозяйствования более подвержены рискам заболевания АЧС в связи с меньшими возможностями по обеспечению предупредительных мероприятий. Такая оценка привела к принятию ряда мер запретительного характера, которые в совокупности своей направлены на уничтожение поголовья свиней в ЛПХ и КФХ, как то:

1) При выросших ценах на корма господдержка, направленная на компенсацию стоимости кормов распространяется только на сельскохозяйственные организации. Согласно постановления Правительства №742 от 27 августа 2013 года – субсидии выплачиваются сельхозтоваропроизводителям, за исключением фермерских и личных подсобных хозяйств.

2) Со мая 2014 года согласно новому требованию таможенного союза вводиться обязательное требование по убою скота, который должен производиться в специально оборудованных местах, что предполагает наличие собственной бойни или договор с мясокомбинатом или свинокомплексом, имеющим бойню. На сегодняшний день, инфраструктуры, готовой обслужить имеющиеся потребности в убое, не создано. Нет и государственной программы, призванной решить данную проблему - создание государственных или кооперативных боен.

3) Произвол ветеринарных служб, которые заинтересованы в купе с крупными предприятиями уничтожать скот в личных подсобных хозяйствах и в КФХ, в связи с якобы наибольшим риском с точки зрения перенесения вируса АЧС. Из-за правовой неграмотности многие хозяйства вынуждены скот вырезать. Основным нормативно-правовым ограничением является требованиям, зафиксированными в приказе министерства сельского хозяйства, согласно которому в радиусе 5 км от крупных комплексов с уровнями компартментов 3-4 не должно быть предприятий с более низким уровнем компартмизации.

Данные о распространении АЧС могут быть истолкованы по-разному в зависимости от интересов сторон и возможностей лоббирования со стороны субъектов агробизнеса. Так по данным Министерства сельского хозяйства от АЧС в 2012 году пострадало 76 хозяйств в 12 субъектах, из них 8 крупных мегаферм. Именно на этих мегафермах уничтожено 94% от всего зараженного скота. При этом 68 случаев по России зафиксировано в ЛПХ. Безусловно, эти данные говорят о необходимости на государственные средства и на государственном уровне внедрения предупредительных профилактических мер защиты, создания заградительных барьеров, проведения разъяснительной работы с населением. Однако, это не означаетликвидацию поголовья свиней в ЛПХ, которые обеспечивают продовольствием свои семьи и занимают существенную долю в производстве продукции свиноводства.

Риски проникновения инфекции на крупных комплексах высоки не из-за личных подсобных хозяйств. крупные предприятия находятся в повышенной зоне риска по другим причинам:

1) из-за высокой доли закупаемых кормов,

2) большого количества обслуживающего персонала, имеющего доступ к поголовью,

3) сильной скученности животных, как следствие более низкого иммунитета

4) расположенностью комплексов вблизи автомобильных трасс.

Анализ статистических данных, данных министерства сельского хозяйства, Россельхозакадемии, ведущих ученых-аграрников, материалы научно-практической конференции «Эффективность крестьянских - фермерских хозяйств семейного типа» позволяет сделать вывод о том, что в сложных экономических условиях семейные фермерские хозяйства являются наиболее устойчивыми образованиями, имеющими серьезные преимущества перед крупными мегафермами с точки зрения экономической эффективности, социальной значимости, экологической безопасности и обеспечения здоровья нации.

Сравнительные характеристики крупных и малых ферм в России.

Среди преимуществ малых форм хозяйствования по сравнению с крупными животноводческими комплексами можно выделить следующие:

1) В агрохолдингах в расчете на 1 работающего производится 90 - 110 тонн свинины. Фермеры, имея компартмент четвертой группы биологической защиты, производят 280 тонн на одного работающего.

2) В мегафермах из-за скученности животных велика частота заболеваемости, которая ведет к выбраковке
стада не мене 35-45% ежегодно, в то время как на малых фермах замена поголовья составляет не более 10-15% в год.

3) Выход телят в малых хозяйствах  составляет 90-95%, в то время как на крупных комплексах он не доходит и до  80%.

4) В мегафермах велики  инвестиционные издержки, имеющие длительный период окупаемости, доходящий  до 20 лет.

При этом инвестиционные издержки семейного фермерского хозяйства составляют 8-10 лет благодаря оптимизированным
по стоимости размерам инвестиционных проектов.

5) Средняя стоимость одного скотоместа на семейной молочной ферме - 120 тысяч рублей, на мясной ферме – 96 тысяч рублей. Стоимость скотоместа в холдингах – в 2-4 раза выше, чем на семейных фермах (480 тысяч руб. и 384 тысячи рублей соответственно).

6) Нет практического опыта управления крупным животноводческим предприятием у нанятых менеджеров и инвесторов, пришедших в отрасль с инвестициями нередко из сфер деятельности непосредственно не связанных с АПК.

7) Высока доля покупных кормов на крупных комплексах, что служит увеличению себестоимости

8) Крайне высокие издержки на приобретение высокопородных коров.

9) Высокий уровень коррупционных рисков.

10) Концентрация скота в крупных хозяйствах благоприятна для развития болезней.

Все вышесказанное нашло отражение на заседании Президиума РАСХН в Белгороде, где известные ученые в своих докладах, признавая высокий технологический уровень стройконструкций и механизации на мегафермах, говорили о серьезных биотехнологических упущениях на них.

Отмечено, что из-за частых и многообразных нарушений технологических требований массовая закупка дорогих элитных нетелей за рубежом не оправдала себя. Имеет место слишком большой процент ежегодной выбраковки элитных коров. Показатели продуктивности ниже проектных. Велики затраты на ветеринарное обслуживание. Все это в совокупности, а также и другие проблемы не позволяют достигнуть планово-проектной нормы рентабельности в работе молочных гигантов. Молоко становится дорогим в производстве и убыточным в реализации. И это при значительном росте потребительских цен на молочные продукты.

Решение Правительства - об удлинении сроков инвестиционных кредитов до 15-18 лет - это вынужденная мера, направленная на вытягивание крупных комплексов из долговой ямы и съедающая средства господдержки, которые могли бы использоваться на служение государству гораздо эффективнее.

Следует отдельно отметить тот факт, что крупным фермам присущи отрицательные биологические свойства мяса и молока. Ученые давно заметили - чем крупнее ферма, чем выше концентрация в ней животных, тем сильнее понижается их иммунитет. Все в большей степени накапливаются и навечно сохраняются на таких фермах инфекции различного рода. Их патогенность возрастает и никакая вакцинация не способна это изменить. Сейчас практически все свинокомплексы и коровники со сроком эксплуатации более 5 лет – крайне неблагополучны и есть, выращенное на них мясо и произведенное молоко не рекомендуется. Эти биологические законы касаются всех крупных предприятий без исключения. Продукция инфицированного стада, требующего 4 вместо 2 вакцинаций, вызывает серьезные аллергические реакций у людей и ведет к отравлению организма при использовании в пище.

Кроме того, принятый на крупных свиноводческих комплексах высококонцентрированный рацион кормления - 70% зерна и отсутствие травяных кормов способствует росту токсичности мяса, отрицательно влияющей на здоровье человека, что приводит к снижению его иммунитета, нервным заболеваниям и заболеваниям кишечника.

Эффективность семейных ферм доказывает экономический показатель себестоимости. Так себестоимость литра молока на семейных фермах составляет 8 -10,5 рулей, в то время, в сельскохозяйственных организациях не опускается ниже 12 рублей, а в мегафермах 14 рублей за литр молока и выше.

Это достигается за счет многих факторов:

А) Строительства хозспособом, за счет чего экономия затрат составляет до 50% объема инвестиций.

Б) Оптимизации всех затрат: сам хозяин принимает все решения и контролирует производственную ситуацию - нет нанятых менеджеров.

В) Экономии на персонале: обязанности  зоотехника и ветеринара исполняет  сам глава хозяйства.

Г) Использования местных российских пород животных. Нет дорогого импортного скота

Д) Высокой технологичности и технической вооруженности (механизация и роботодоение)

Е) Обеспечения сбалансированными кормами собственного производства.

 Ж) Сохранения естественного здоровья стада, отсюда высокие продуктивность и качество молока и низкий падеж.

Из всего вышеперечисленного следует сделать вывод о том, что малый бизнес семейного типа в животноводстве действительно имеет существенные преимущества перед крупными мегафермами с точки зрения экономической эффективности, социальной значимости, экологической безопасности и обеспечения здоровья нации

Фактическая Государственная поддержка аграрного сектора

в мясном и молочном животноводстве:

В стране львиная доля государственных средств поддержки приходится на крупные комплексы. При том, что 70% государственных субсидий идет на компенсацию процентной ставки, в том числе по инвестиционным кредитам, доля КФХ в инвестиционных кредитах ничтожно мала, а в краткосрочных - составляет не более 10%. Так, в молочном животноводстве на долю инвестиционных кредитов фермеров приходится всего около 1,6%.

За последние 4 года в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства с помощь инвестиционных кредитов и субсидий создано 600 000 скотомест для крупного поголовья и только 10 000 для малого. ( т.е. 1,6%).

Сегодня можно привести примеры стоимости инвестиционных проектов одной мегафермы – от 2 млрд. рублей и выше. При этом на программу «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012-2014 годы» выделено в 2012 году лишь 1,5 млрд. рублей на всю страну. И это несмотря на тот факт, что по оценкам министерства сельского хозяйства данная программа является эффективной и весьма востребованной. Конкурс проектов доходит до 12 человек на место.

В министерстве сельского хозяйства обсуждается тема неэффективности субсидий, выделяемых на кг молока, поскольку не выполняются плановые показатели по продуктивности и качеству продукции. Проблема здесь кроется в изначально неверно сформулированных условиях поддержки.

Важно поддерживать и стимулировать сохранение поголовья. Господдержка должна осуществляться на голову скота при условии не снижения поголовья и надоев. При ограничении средств государственной поддержки данное предложение является более эффективным механизмом распределения субсидий, позволяющим оказывать поддержку потенциально наиболее эффективным хозяйствам вне зависимости от размера сельскохозяйственного предприятия. В такой ситуации диспропорции в направлениях государственной поддержки можно выявить естественным путем.

Основы государственной политики

В связи со всем вышеперечисленным основой государственной аграрной политики должна стать оптимизация структуры животноводческой отрасли мясного и молочного скотоводства за счет формирования более оптимальных условий для развития всех видов хозяйствования и принятия специальных мер для облегчения создания и более широкого развития семейных животноводческих ферм на базе КФХ. Учитывая то, что в рамках всего АПК только малые формы хозяйствования показали и показывают высокие способности к устойчивому развитию, особенно в животноводстве, следует повышать их удельный вес в валовом производстве этой жизненно важной отрасли.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд основополагающих задач, а именно:

1) Ограничить рост цен естественных монополий

2) Снизить процентные ставки по кредитам до у ровня 4-5% годовых

3) Перераспределить государственную поддержку от компенсации процентной ставки на прямую поддержку сельхозтоваропроизводителей на условную голову скота при условии увеличения поголовья (хотя бы на 1 голову).

4) Создать условия экономического стимулирования перехода товарных ЛПХ в КФХ

5) Стимулирование развития кооперации между крестьянскими-фермерскими хозяйствами с целью создания альтернативной по отношению к монополистическому капиталу системы бизнеса.

6) Создание системы альтернативных сельскохозяйственных рынков, управляемых фермерскими кооперативами.

Добиваться данных целей необходимо с помощью мер государственного регулирования, в том числе в нормативно-правовой сфере.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО МЕРАМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

  • Введение государственной поддержки на условную голову скота при условии увеличения поголовья.
  • Отмена принципа обязательного регионального софинансирования при поддержке сельхозпроизводителей. Субсидии из средств федерального бюджета должны представляться независимо от выделения средств из региональных бюджетов. Федеральные средства государственной поддержки должны поступать в регионы своевременно и являться незыблемой основой для поддержки аграрной экономики во всех регионах.
  • Субсидирование компенсации стоимости кормов в свиноводстве для всех форм хозяйствования, включая КФХ. Отмена постановления Правительства №742 от 27 августа, утвердившего правила распределения субсидий на поддержку сельхозпроизводителей, осуществляющих производство свинины, исключающие поддержку КФХ.
  • Снятие ограничения по участию в программах по развитию мясного скотоводства, касающиеся наличия минимального поголовье в субъекте РФ в размере не менее 2000 голов.
  • Значительное увеличение финансирования программы «Семейные животноводческие фермы и Начинающий фермер, реализуемые в рамках государственной программы развития сельского хозяйства, спрос на которые превышает возможности в 6 -12 раз.
  • Организация народного контроля за ходом и реализацией Подпрограмм Государственной Программы развития сельского хозяйства «Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 годы» » и «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012-2014 годы».
  • Организация в целях повышения эффективности ведомственных целевых программ по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм мониторинга реализации каждого семейного проекта в течение пяти лет с момента окончания строительства производственных объектов. В ходе наблюдения выявлять « узкие места» в становлении фермерских хозяйств и определять, в какой дополнительной помощи они нуждаются для наращивания и повышения эффективности производства.
  • Разработка и запуск отдельной Федеральной программы "Создание семейных ферм и КФХ по разведению КРС специализированных мясных пород для развития племенного и товарного мясного скотоводства малых форм собственности", в том числе с учетом возможности организации частно-государственного партнерства, с привлечением российских и иностранных инвестиций для развития племенной базы, включая использование технологии трансплантации эмбрионов КРС. Это будет способствованию созданию новых семейных ферм, кооперативных объединений для заготовки кормов и забойных цехов, центров переработки готовой продукции и учебных центров по внедрению технологии эффективного мясного скотоводства в малые формы хозяйствования, вовлечению в программу земель региональных фондов перераспределения, а также земель, выведенных в последние годы из сельскохозяйственного оборота.
  • Выделение серьезных государственных ресурсов на широкомасшабное развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации, как альтернативной системы развития агрокомплекса страны. Уделение особого внимания созданию кооперативных комбикормовых заводов, молокоперерабатывающих цехов, кооперативных боен, кооперативной переработки. Создаваться такие центры должны с участием государства и передаваться в управление фермерским кооперативам, чтобы выкупаться ими впоследствии.
  • Распространение мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства по линии Министерства экономики РФ на создание и развитие семейных животноводческих ферм. Расширение перечня направлений финансирования за счет данных программ, включая строительство и реконструкцию фермы, покупку скота и т.д.
  • Запрет покупки молока и мяса для детских садов, школ, больниц с крупных ферм в целях сохранения здоровья нации.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОВОЙ БАЗЫ

В связи с особой значимостью нормативно-правового поля для развития в России животноводства, в том числе племенного, особое внимание уделяется предложениям по совершенствованию профильного законодательства и нормативных документов, регулирующих отрасль животноводства.

Предложения в проект ФЗ «О Личном подсобном хозяйстве»

- Введение норматива для максимальной численности поголовья в ЛПХ для нужд личного потребления в зависимости от размера семьи, но не более следующего: по овцам до 20 голов, по свиньям – до 6 голов, - по КРС – до 3 коров.

- На личные подсобные хозяйства, обеспечивающие нужды потребления своей семьи не распространятся требование по забою животных на специально оборудованных бойнях.

- Разрешение содержания животных в ЛПХ получают лишь подсобные хозяйства, имеющие землю для выпаса во избежание использования ими пастбищ фермеров и других сельхозтоваропроизводителей.

Предложения по внесению изменений и дополнений

в проект ФЗ «О ветеринарии»

- Разработка ветеринарно-санитарных правил содержания сельскохозяйственных животных и птицы отдельно для ЛПХ, КФХ и крупных сельхозорганизаций. Данные правила должны быть введены в зависимости от размера поголовья.

- Ветеринарно-санитарные нормы должны быть ориентированными на превентивные меры. Превентивные меры должны в первую очередь проводиться за государственный счет и применяться как по отношению к крупным, так и по отношению к малым предприятиям.

- В случае возникновения очагов АЧС – необходимо установить радиус карантинной зоны от 500 метров и более, определяемый в каждом конкретном случае отдельно.

- Ограничить ветеринарные нормы по количеству скота с учетом международных стандартов, связанных с экологическими требованиями.

- Введение обязательной паспортизации всех животноводческих хозяйств.

- Сохранение ветеринарными службами статуса государственных.

-Финансирование государством строительства государственных боен и сдача их в аренду сельскохозяйственным потребительским кооперативам с последующим выкупом.

- Строительство заградительных барьеров и скотомогильников за государственный счет.

- Создание экспертной комиссии по определению допустимых заболеваний животных для здоровья человека. Утверждение перечня опасных для человека заболеваний. Составление перечня недопустимых заболеваний животных, с точки зрения отрицательного влияния на здоровье человека. Направление молока от таких коров на непищевую переработку (казеин и пр.).

- Включение в состав экспертной комиссии ведущих экспертов в данной области из Института экспериментальной ветеринарии, Академии Скрябина, Института здоровья животноводства, Института вирусологии, Герпесовирусной лаборатории т.д.

- Дополнение Закона РФ «О ветеринарии» в разделе "О применении ветеринарно-санитарных мер в таможенном союзе", положением: «Не допускается ввоз сельскохозяйственных животных, инфицированных возбудителями заразных заболеваний, а также вакцинированных против какой-либо инфекции».

- Введение запрета на комплектование ферм животными, происходящими из неблагополучных ферм и вакцинированных против возбудителей инфекций.

- Введение запрета на продажу племенного скота от ферм, неблагополучных по инфекционным заболеваниям, проводящих вакцинации против инфекций.

- Введение запрета на выдачу ветеринарных разрешений на реализацию спермы (семени) производителей племпредприятиям (станциям) по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных, неблагополучным по инфекциям и проводящих вакцинации против инфекций.

- Дополнение статьи «Компартментализация» закона «О ветеринарии» положением: «Фермы, неблагополучные по заразным инфекциям и проводящие вакцинации против инфекций, относятся к первому зоосанитарному статусу.

Предложения по внесению поправок в ФЗ №123 «О племенном животноводстве».

- Введение обязательной паспортизации хозяйств, имеющих статус племенных.

- Проведение дополнительной оценки ветслужбами всех племенных объединений.

- Обеспечение в племенных хозяйствах обязательного выпаса на свежем воздухе – как обязательное условие здорового поголовья.

- Дополнение Закона статьей «Сертификация племенного материала (продукции)» со следующими положениями:

1. «Статус племенных (племзавод, племрассадник) может быть присвоен сельскохозяйственным предприятиям, животноводческие фермы которых свободны от инфекций. Не допускается присвоение статуса племенных хозяйствам, имеющим фермы, неблагополучные по заразным инфекция и где проводятся вакцинации против инфекций»;

2. «Статус племенных предприятий аннулируется в случае заноса на фермы заразных инфекций»;

3. «Племенными признаются животные, полученные и выращенные на свободных от инфекций фермах»;

4. При трансплантации эмбрионов племенными признаются животные: полученные из эмбрионов, свободных от возбудителей инфекций; полученные на свободных от инфекций фермах; реципиенты должны происходить из ферм, свободных от инфекций».

Предложения по внесению изменений в Приказ № 282 «О внесении изменений в Правила определения зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств, а также организаций, осуществляющих убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства.

- В связи с ужесточением критериев отнесения хозяйств по содержанию и разведению свиней к компартментам III и IV и отсутствия в радиусе 5 км хозяйств с меньшим компартментом, предлагается для новых комплексов заранее выбирать места с учетом данного требования. В случае, если уже сложилась определенная структура животноводства в сельской местности, радиус необходимо снизить и определять в каждом случае отдельно.

Предложения в ФЗ РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и

Закон РФ «О защите прав потребителей»

Дополнить ФЗ РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и ФЗ РФ «О защите прав потребителей» следующим положением «Молоко и красное мясо, а также продукты их переработки, полученные от животных, выращенных на фермах, неблагополучных по заразным инфекциям, должны быть сертифицированы как пищевые продукты, не пригодные для детского питания».

В целях кратчайшего решения проблем продовольственной безопасности, обеспечения здоровья нации, сохранения экологической ситуации в России, приведенные выше предложения следует учесть в разрабатываемых Министерством сельского хозяйства РФ нормативно-правовых актах, таких как:

Проекты приказов:

  1. «О внесении изменений в Перечень заразных, в том числе особо опасных, болезней животных по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), утвержденный приказом Минсельхоза России от 19 декабря 2011 года № 476 «Об утверждении правил по содержанию свиней в ЛПХ"

2. «Об утверждении ветеринарно-санитарных требований к транспортным средствам, используемым

для перевозки отдельных видов свиней. Кормов для них и продукции свиноводства.

3. Об утверждении правил, устанавливаемых ветеринарно-санитарных требований к убойным пунктам

средней и малой мощности.

Проекты законов:

- Проект ФЗ «О ветеринарии»

- Проект ФЗ о внесении изменений в ФЗ от 7 июля 2003 года. № 112 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве."

Председатель Всероссийской политической партии   «Агарная партия России»

Координатор рабочей группы Совета непарламентских партий по вопросам   природопользования и аграрной политики

Член ЦС Российской Экологической Партии «ЗЕЛЁНЫЕ»

Координатор рабочей группы Совета непарламентских партий по вопросам   экологии и природопользования

Башмачникова О.В.

Гришина Е.В.