Главная \ Новости    \ Овощи и крупы продолжают дорожать      

Овощи и крупы продолжают дорожать

« Назад

27.02.2015 06:28

Вот что у нас дрожало с начала года более всего. Рекордсмен – капуста белокочанная, рост цен в полтора раза. Впрочем, другие овощи и фрукты мало отстали от своей «сестры». Так, цены на лук репчатый и морковь выросли на 36%, огурцы свежие – на 40%, помидоры – на 26,2%, картофель – на 21,3%, яблоки – на 17,4%. Как и ожидалось, в ценовую гонку включились некоторые виды круп. Вслед за гречкой, которая осенью 2014 года вздорожала в два газа (и, несмотря на этот рекорд, с начала 2015 года увеличила свои цены еще на 4,2%), пошел набирать «вес» рис – за неполных два месяца начавшегося года его цена выросла на 19,3%. Заметно подорожавший сразу после новогодних праздников сахар-песок «держит планку», он сегодня стоит на 20,0% дороже, чем в конце декабря 2014 года. Рыба мороженая – плюс 14,6%, масло растительное – плюс 12,4%. На 6-9% повысились цены на говядину, копченые колбасы, сыры, масло сливочное, муку. На 3,0-5,5% подорожали молоко, творог, сметана, хлеб, сосиски, вареные колбасы, яйцо куриное, мясо птицы. Еще раз уточним – все эти данные касаются периода с 1 января по 24 феврали 2015 года. Не забудем, что за период с августа по конец декабря 2014 года большинство из этих же продуктов удорожало в 1,2-1,9 раз. По большинству позиций за полугодие мы имеем удорожание примерно в полтора раза. Исключение – хлеб, часть молочных продуктов, мука, некоторые крупы, где рост цен пока ниже. Заключенное вчера соглашение правительства Тульской области и группы сетевых компаний (ретейлеров) о замораживании на два месяца цен и уровня наценок на 20 важнейших видов продуктов питания – факт, конечно, положительный. Но не следует его переоценивать. Во-первых, соглашение фиксирует нынешние цены, то есть - по состоянию на конец февраля 2015 года. А они – как говорят многие эксперты – уже достигли своего рыночного максимума. И, скорее всего, не менялись бы и без соглашения. Во-вторых, речь идет о двух десятков наименований продуктовых товаров, тогда как в разряд основных продуктов питания входит полсотни таких видов. Охват – менее половины. В-третьих, ретейл «держит» в Тульской области около 40-45% всех объемов продуктовой торговли. Жители Каменского или Тепло-Огаревского районов вряд ли поедут за покупкой колбасы и хлеба в какой-либо тульский гипермаркет. То есть соглашение не коснется примерно одной шестой части жителей региона, проживающих в глубинке и покупающих еду либо с редких автолавок, либо – на рынках и придорожных «палатках». Наконец, четвертый фактор. «Исторический». Во время предыдущего кризиса, в конце 2009 года в нашем регионе был подписан аналогичный документ. И пару-тройку месяцев цены почти «стояли». Но при этом незаметно «набирали вес». Это явление в экономике называется «отложенная инфляция». И, как только наступил 2010 год, цены снова резво рванули вверх, за месяц, ликвидировав все условно-позитивные моменты от временной «заморозки». Как бы и в нынешнем случае такое «торможение» не закончилось очередным ценовым скачком…

Бизнес 71