Замечания на законопроект № 225121-6 – 3 чтение
1. Замена в названии главы 4, далее по тексту ст. 11-13 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», а также в иных федеральных законах (Земельном кодексе и др.) слов "для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности" словами "для осуществления фермерским хозяйством его деятельности" – это редакционное уточнение. Это дело вкуса. На мой взгляд, действующая редакция точнее. Но даже если признать, что предлагаемая редакция лучше, то все равно это изменение ради изменения, «процесс ради процесса», так как суть правового регулирования соответствующих отношений от этого не меняется.
2. По изменениям ст. 12 Закона
- в пункте 2 первое предложение предлагается изложить в следующей редакции: «К заявлению может быть приложен документ о государственной регистрации фермерского хозяйства.»;
Данное предложение не имеет смысла, так как во втором предложении данного пункта сказано: «Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает по межведомственному запросу документы о государственной регистрации фермерского хозяйства (сведения, содержащиеся в них) в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, если указанные документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Т.е. сначала Закон говорит, что документ о регистрации может быть представлен, а потом говорится, что если такой документ не представлен, то и не надо – соответствующие органы сами его запросят. Тогда зачем нужно первое предложение?
Кроме того, пока в ГК РФ не были внесены изменения Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ можно было условно говорить о документе о государственной регистрации фермерского хозяйства, так как ст. 23 ГК РФ в редакции, действовавшей до 1 марта 2013 г., регистрации подлежали именно фермерские хозяйства. Однако действующая редакция п. 5 статьи 23 ГК РФ о регистрации фермерского хозяйства не упоминает. В настоящее время в законодательстве этот вопрос – о государственной регистрации фермерского хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, не решен. Как он будет решен в Законе о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, - не ясно. Вполне вероятно, что регистрировать будут лишь главу такого фермерского хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя. В таком случае глава просто не сможет предъявить документ о регистрации фермерского хозяйства (за неимением такового). Такой документ сможет предъявить лишь фермерское хозяйство – юридическое лицо, созданное на основе ст. 86.1 ГК РФ. И, кстати, такой документ юридически называется свидетельством о государственной регистрации юридического лица (или – соответственно – индивидуального предпринимателя).
- о дополнении ст. 12 новым пунктом 8
Смысл такого дополнения неясен. Пункт 8 фактически дублирует пункт 1 этой же статьи. Разница состоит в следующем:
а) В п. 1 говорится о том, что заявление на получение земельного участка подают главы фермерских хозяйств или зарегистрированные в качестве юридических лиц фермерские хозяйства, а в п. 8 упоминаются какие-то мифические «граждане, изъявившие соответствующее желание» (что за желание – тоже не совсем понятно, так как эти слова не согласуются с началом предложения «Для осуществления фермерским хозяйством его деятельности…»).
Можно логически предположить, что имеются в виду граждане, желающие создать фермерское хозяйство, но еще не зарегистрировавшие его. Но отсылка к пунктам 1-6 статьи 12 опровергает это предположение, так как в п. 2 сказано, что все равно должен предоставляться документ о госрегистрации (см. выше) – его предоставляет либо само фермерское хозяйство, либо запрашивает соответствующий орган по межведомственному обмену.
Тогда кто такие эти «граждане, изъявившие соответствующее желание» и почему про них должен быть отдельный пункт, почему этих «граждан» нельзя включить непосредственно в п. 1 наряду с главами хозяйств и хозяйствами - юридическими лицами (если это необходимо)
б) Еще одно различие – отсутствие упоминания в п. 8 о возможности подачи заявления через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Оно также логически не объяснимо и ограничивает права этих самых «граждан», для которых данный пункт написан.
По моему мнению, пункт 8 представляется излишним.
3. Изменения в Земельный кодекс РФ совершенно не учитывают того обстоятельства, что теперь легально признана возможность создания фермерского хозяйства в форме юридического лица, а значит, и предоставления земельного участка непосредственно фермерскому хозяйству как юридическому лицу.
В прежней (ныне действующей) редакции ст. 78 была определенная логика: в абзаце втором пункта 1 говорилось об использовании земли гражданами, в пункте втором – об использовании земли коммерческими организациями. Теперь же в абзаце первом в «компании» граждан оказались все фермерские хозяйства (в том числе юридические лица), хотя о последних говорит следующий абзац данной статьи;
Та же логика была (есть) в действующей редакции ст. 81, 82 ЗК РФ – т.е. тоже одна статья о предоставлении земли гражданам, другая – о предоставлении земли юридическим лицам. В предлагаемой редакции – та же путаница, что и в новой редакции ст. 78 (фермерские хозяйства – юридические лица находятся в одном ряду с гражданами). Кроме того, предлагаемая редакция пункта 1 статьи 81 не согласуется с редакцией п. 1 ст. 12 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», которая дается в рассматриваемом Законопроекте:
Ст. 12 говорит о главах фермерских хозяйств или зарегистрированных в качестве юридических лиц фермерских хозяйствах, а ст. 81 опять о неких «гражданах, изъявивших соответствующее желание» (см. замечание по п. 8 ст. 12 Законопроекта).
4. Изменения, вносимые в пункт 3 статьи 1179 части третьей Гражданского кодекса РФ, также носят редакционный характер, причем нельзя сказать, что редакция стала лучше.
5. Изменения в пункте 7 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» искажают смысл отношений по выкупу земельных участков, ранее предоставленных членам фермерского хозяйства на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения государственных или муниципальных земель.
Изменение внесено путем «автоматической» замены одних слов другими. Вероятно, при внесении изменений имелись в виду все фермерские хозяйства (как без образования юридического лица, так и юридические лица, в том числе созданные по ст. 86.1). Но при этом совершенно не учтено, что на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения в 1990-е годы земельные участки предоставлялись гражданам (даже если их хозяйство было юридическим лицом по Закону РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 1990 г.). Следовательно, и право выкупа этих участков также принадлежит гражданам, ведущим фермерское хозяйство, а не фермерским хозяйствам. Поэтому действующая редакция пункта 7 статьи 10 Закона об обороте земель – правильная, и ее менять не нужно. Фермерские хозяйства – юридические лица здесь совершенно ни при чем.
6. Изменения, которые вносятся в Федеральный закон от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» также в основном носят редакционный характер и, как и в предыдущих статьях, говорить, что предлагаемая редакция лучше действующей нельзя.
Кроме того, в некоторых случаях нельзя было обойтись автоматической заменой одних слов на другие, а предусмотреть более существенные изменения.
Так, например, пункт 6 статьи 15 названного Закона предусматривает, что для граждан, ведущих фермерское хозяйство, должна предусматриваться упрощенная форма договора о предоставлении торговых мест на универсальном рынке. (По смыслу данной статьи на сельскохозяйственном рынке, сельскохозяйственном кооперативном рынке упрощенная форма должна быть для всех). Но в связи с легальной возможностью создания фермерских хозяйств с правами юридического лица (ст. 86.1 ГК РФ), видимо, данная упрощенная форма должна распространяться и на них. В законопроект же опять механически включаются слова о «гражданах – главах крестьянских (фермерских) хозяйств, членах таких хозяйств», т.е. о хозяйствах-юридических лицах здесь забыли. И здесь нельзя сказать, что в юридическом лице тоже есть глава хозяйства и члены и, значит, на них это тоже распространяется. – Нет, не распространяется, потому что договор должен заключаться именно с юридическим лицом, т.е. получается, что данная норма касается только фермерских хозяйств без образования юридического лица.
То же самое относится и к изменениям, вносимым в пункт 3 статьи 17, о предоставлении торговых мест в упрощенном порядке.
Что касается аналогичного изменения редакции в подпункте 2 части 1 статьи 18, то с ним также можно было бы поспорить, но рассматриваемый Закон о розничных рынках очень своеобразно толкует понятие «продавец», понимая под ним лишь физическое лицо (гражданина) и полностью исключая из числа продавцов юридических лиц. Это не соответствует ни Гражданскому кодексу РФ, ни Закону о защите прав потребителей, согласно которым продавцом может быть любое лицо (как физическое, так и юридическое). Но это недостаток действующего Закона, а законопроект лишь «редактирует» (механически) его текст, а не вносит изменение по существу.
7. Редакционные изменения в части 4 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» аналогичны рассмотренным выше. Но здесь опять не учтена возможность создания фермерских хозяйств с правами юридического лица. Поэтому в контексте данной статьи любимый авторами законопроекта оборот «гражданам – главам крестьянских (фермерских) хозяйств, членам таких хозяйств» следует дополнить словами «, осуществляющих деятельность без образования юридического лица».
8. Из ст. 7 законопроекта следует, что слова (применительно к земельному участку) - "для осуществления фермерским хозяйством его деятельности" означают наименование вида разрешенного использования земельного участка. Это довольно спорная позиция, так как вопрос о видах разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственного назначения в законодательстве практически не урегулирован, поэтому в этот термин каждый вкладывает свое значение. Но по крайней мере радует то, что в связи с предлагаемым изменением терминологии «переоформление правоустанавливающих документов на такие земельные участки не требуется». На мой взгляд, данная норма – единственное достоинство рассматриваемого законопроекта.
Подводя итог, можно отметить следующее.
В основном законопроектом вносятся частные, в большинстве случаев чисто вкусовые редакционные изменения в Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и ряд других законов. Но эти изменения:
1) абсолютно не вытекают из потребностей практики. Напротив, вопросы, которые вызывают затруднения в правоприменительной деятельности, даже не ставятся (например, совершенно не затрагивается важный вопрос: как предоставляется земельный участок фермерскому хозяйству – без аукциона, по заявлению, как записано в ст. 12 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», или на торгах, как требует ст. 10 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»)
2) ничего не улучшают в правовом регулировании отношений по ведению фермерского хозяйства (в той части, где изменения редакционные)
3) в некоторых случаях искажают суть складывающихся отношений – в части изменения правил выкупа ранее предоставленных членам фермерского хозяйства государственных земельных участков и т.п..
Неясна необходимость принятия этого законопроекта по частным вопросам именно сейчас, когда
а) Закон о фермерском хозяйстве еще не приведен в соответствие с ГК РФ, не разработаны новые нормы в развитие ГК, которые должны быть внесены в Закон;
б) на рассмотрении в Государственной Думе находится ряд законопроектов, существенно изменяющих правовое регулирование земельных отношений (проекты под условными названиями «об отмене категорий» и «о предоставлении земель»). В случае принятия, например, закона об отмене категорий глава 14 Земельного кодекса РФ утратит силу, зачем же сейчас в нее столь срочно вносить надуманные поправки (в ст. 78,80,81)? Да и проект закона о предоставлении земель содержит ряд новаций (в частности, он предполагает, что нормы о предоставлении земли фермерам будут не в Законе о фермерском хозяйстве, а в главе 5 Земельного кодекса), т.е. и в этом случае «косметические» изменения ст. 12 Закона о фермерском хозяйстве сейчас не имеют смысла.
Зав. сектором аграрного и земельного права
Института государства и права РАН
доктор юридических наук, профессор В.В. Устюкова