18.06.2014 21:31
Вр.и.о. губернатора Никита Белых справедливо отметил: "Темы, которые мы обсуждали, не искусственны или надуманны, а реальные и животрепещущие. Нам важно, чтобы не только регион работал в направлении аграрного развития, но и сами муниципальные образования. За четыре года в сельских территориях региона построено почти 300 километров распределительных газопроводов, газифицировано 37 населенных пунктов в 11 районах области. Более 2 тысяч человек улучшили свои жилищные условия. Тем не менее, есть особенности, из-за которых трудно применять на практике существующие правовые акты. Например, процесс разработки территориальных и региональных программ излишне сложный. Федеральная политика развития села слабо учитывает региональную специфику». Сопредседатель Ассоциации юристов России Сергей Степашин согласился с Н. Белых: «Одной единой матрицей подходить к развитию всех территорий, как подчас делают Минфин, Минэкономразвития, неправильно. Есть специфика с точки зрения и проблем, если брать Кировскую область, есть специфика и с точки зрения потенциала. Самое главное, что специалисты приехали в область для того, чтобы увидеть реальные проблемы…Все, что принимается в Москве, не всегда совпадает с тем, что происходит в регионах. Мы побывали в некоторых отдаленных пунктах и послушали людей. Некоторые аспекты, которые были высказаны селянами и теми, кто руководит сельскими поселениями, будут доложены Президенту РФ». Потенциалом региона Степашин назвал животноводство. И это так. В производстве молока область лидирует в ПФО. Проблем тоже хватает: слабая газификация, разбитые дороги, которые достали участников форума. «Жалко, что с нами не было министра транспорта. Но я ему передам свои пожелания и внутренние ощущения. Кое-что чуть не отвалилось по дороге», – горько пошутил Степашин. Он пожелал представителям федеральной власти чаще выезжать в регионы – ведь при принятии решений важно учитывать мнения селян. Замминистра сельского хозяйства РФ Игорь Манылов заявил, что проблемы сельских территорий эффективно можно решать только комплексно, за счет координации усилий всех участников процесса. «У нас приняты все необходимые законы. Ежегодно они корректируются, совершенствуются». После этих слов хочется спросить у высокопоставленного чиновника: если законы совершенствуются, то почему люди бегут из села? Одна из основных причин – урезание бюджетных расходов на развитие села. Года два назад в одном селе Кикнурского района Кировской области у главы поселения хватило средств только на расчистку дороги от снежных заносов только до магазина, остальные улицы были в сугробах (попробуй тут «Скорой помощи» и пожарным проехать). Хотя, несомненно, И. Манылов прав, утверждая, что контакт между чиновниками, производителями и юристами из разных сфер сегодня очень важен. Председатель Ассоциации юристов России, глава комитета Госдумы РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников отметил: "Вятская земля должна стать не только площадкой для того, чтобы приехать и просто поговорить. Мы хотим, чтобы здесь шла работа, которая бы помогла уделить внимание каждому сельскому поселению. В области около 400 мощных сельскохозяйственных предприятия. Разной мощности, но работающих. Я сам увидел, что, несмотря на проблемы с поставкой продукции на полки магазинов крупных федеральных компаний, они стараются найти свои ниши для сбыта товаров". Директор департамента сельского развития и социальной политики Минсельхоза России Дмитрий Торопов отметил значимость реализации мероприятий федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» и мероприятий по поддержке начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм, обозначив проблемные вопросы с предложениями по их решению. Ректор Кировского института переподготовки и повышения квалификации кадров АПК Леонид Трушников рассказал о правовых проблемах управления сельскими территориями. В числе первоочередных форум назвал следующие меры: разработать и принять Федеральный закон «Об устойчивом развитии сельских территорий». Преобразовать Министерства и департаменты сельского хозяйства в Министерства и департаменты социально-экономического развития села (сельских территорий) с соответствующими структурами на муниципальном уровне. Совершенствовать систему местного самоуправления, возродить в России уезды по дореволюционному образцу. Предлагается: внести изменения в Бюджетный кодекс РФ с целью разбивки социально-инфраструктурных расходов на городскую и сельскую местности, расширить программы поддержки сельского развития в соответствии с правилами ВТО. Заслуживает внимания такой пункт резолюции: объявить сельские территории РФ свободной экономической зоной сроком на 25 лет в соответствии с законодательством РФ. Освободить сельхозтоваропроизводителей на этот срок от всех видов налогов, за исключением НДФЛ, и снизить на 50% страховые взносы по заработной плате. Рекомендуется сформировать единую общероссийскую вертикально интегрированную структуру поддержки устойчивого развития сельских территорий, в т.ч. систему по работе с сельским населением, в основе которой могут стать региональные межотраслевые инновационные центры, разрабатывающие и сопровождающие программы развития муниципалитетов. Для правового обеспечения эффективного госрегулирования устойчивого развития сельских территорий предлагается внести изменения в земельное, градостроительное, жилищное, природоохранное, водное законодательства. В целях развития сельской инфраструктуры внести поправки в законодательство РФ, регулирующее деятельность естественных монополий (железнодорожные объекты, нефте- и газопроводы, электросети, объекты связи и другие). Дельные предложения. Главное, чтобы не остались на бумаге. В 150 тыс. сельских населенных пунктов, объединенных в 24 тысячи сельские администрации и 1865 муниципальных образований, проживает около 37 миллионов человек (26% населения России). Потенциал села слабо используется. Эксперты отмечают: ресурсы российского АПК таковы, что доходы от экспорта сельскохозяйственной продукции уже к 2020 году способны превысить доходы от углеводородного сырья. Но сегодня в российской глубинке стон идет от невнимания Москвы к строительству жилья, дорог, газификации. По переписи населения на карте числятся 28 тыс. населенных пунктов, где люди не живут. Почти в четверти деревень число жителей составляет менее 10 человек. С 2000 года закрыто 12,4 тыс. сельских школ. Даже почтовое обслуживание становится передвижным. 42% сельской молодежи готовы уехать в города. Печально все это. Для возрождения сельской глубинки нужна политическая воля, а не декларации. 19/06/2014 Роман Александров для Агентства АгроФакт