31.10.2013 02:36
Работа современных аграрников практически не знает перерывов. Завершилась уборка яровых, следом – озимый сев. Небольшая передышка, - и вот тебе уже первые февральские окна, сев яровых, снова уборка, и так далее…
Каким может быть сценарий развития сельского хозяйства сезона 2014 – 2015? Что станется с рынком сельскохозяйственной техники в будущем году?
Ответы на эти важнейшие вопросы попытались искать участники «круглого стола», организованного Ассоциацией производителей сельскохозяйственной техники («Росагромаш») вместе со своими немецкими коллегами из VDMA и ассоциацией дилеров (АСХОД). Конференция состоялась в Москве 29 октября.
Свое видение сценария возможного развития ситуации на зерновом рынке России представил Андрей Сизов, Генеральный директор центра «СовЭкон».
Впрочем, опытный аналитик, известный экономист (он, пожалуй, первым в нашей стране еще в конце 80-х начал активно развивать системное и систематическое изучение зернового рынка) с самого начала оговорился, что сегодня, когда еще не подведены окончательные итоги страды-2013, аналитики и прогнозисты должны быть очень осторожными. Ведь слишком много факторов необходимо учитывать, чтобы серьезный прогноз не уподоблялся гаданию на кофейной гуще.
А ведь от точности предвидения сегодня во многом зависит конкретный экономический итог работы конкретного предприятия, фермерского хозяйства, агрохолдинга.
Так вот, исходя из текущей ситуации, господин Сизов-старший не ожидает в 2014 году значительного изменения размеров сбора зерна по сравнению с текущим сезоном. Положение усугубляется еще и тем, что недосев озимых под будущий урожай по разным оценкам может дойти до 1.8 – 1,9 млн гектаров. Кстати, прогнозы «СовЭкон» на нынешний урожай зерновых пока по-прежнему сохраняются на уровне 88 – 89 млн тонн.
Причем, рост производства, по мнению Андрея Сизова может быть достигнут, в первую очередь, не за счет скорого ввода выбывших из оборота десятком миллионов гектаров сельхозземель, а путем дальнейшей интенсификации производства и роста урожайности. С такой позицией аналитика трудно не согласиться, ведь ни государственная программа развития российского АПК, ни бюджетные прикидки на ближайшие годы не дают финансовых обоснований для ожидания массового ввода в эксплуатацию наших запустевших нив, на многих из которых уже выросли березки в руку толщиной, как метко выразился лидер «Росагромаш» Константин Бабкин.
Впрочем, ввод в оборот будущих земель – это все же задача на более тучные для всей российской экономики периоды. Сегодняшние же природные аномалии весьма существенно и, главное, весьма негативно сказываются на зерновых перспективах многих российских регионов.
«Некоторые хозяйства не успели ни одного гектара озимых засеять, - заявил Сергей Шкитин, замдиректора одного из сельхозпредприятий Тамбовской области. - Вся надежда на нынешний урожай - с его помощью протянем до конца следующего года». С точки зрения аграрной науки озимые целесообразно сеять до 5 октября. На 4 октября в той же Тамбовской области был обработан всего 51% от планируемой площади. Сев продолжается, несмотря на огромный риск: «Посеянная в октябре пшеница может не взойти, а это для нас самая ценная культура», - поясняет Сергей Коннов, депутат местной областной думы.
На Алтае и в Забайкалье пострадали зерновые, в некоторых районах к началу октября удалось убрать лишь 35% посевов. «Мы убираем зерно повышенной влажности, а далеко не у всех есть столь мощные сушилки, чтобы пропустить через них весь урожай, - рассказывает Николай Сидякин, директор предприятия из Алтайского края. - Поэтому крестьяне поневоле должны продавать зерно худшего качества по более низкой цене».
Отсюда и их низкая платежеспособность, которая, понятным образом сказывается на всей агропромышленной цепочке, включая сельскохозяйственное машиностроение. Поэтому и прогнозы производителей техники и оборудования для села на будущий год тоже не выглядят оптимистичными.
Как сообщил в докладе на «круглом столе» президент "Росагромаш" Константин Бабкин, в 2013 году в среднем по различным видам сельхозтехники падение у российских производителей составило 20 процентов.
Объем продаж сельхозтехники в России в 2013 году может уменьшиться на 11% относительно показателей 2012 года и составить 3,2 млрд долларов, сообщается в материалах "Росагромаш".
По данным ассоциации, в январе-августе 2013 года падение по отгрузкам комбайнов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 23% /отгружено 3 тыс. 928 единиц/, тракторов – 29% /4 тыс. 303 единицы/, культиваторов – 19% /1 тыс. 701 штук/.
В 2014 году "Росагромаш" прогнозирует дальнейшее снижение объемов продаж сельхозтехники - до 2,8 млрд долларов.
Пик продаж в этом сегменте в России приходился на 2008 год - было реализовано техник на 5,5 млрд долларов.
"Мы видим достаточно настороженное отношение крестьян к инвестициям /в обновление парка сельхозтехники/. Если смотреть прогноз на следующий год, то улучшений мы не можем ожидать. В первую очередь, необходимо смотреть на экономическую политику российского правительства. Нам не обещают ни снижения налогов, ни увеличения субсидий", - отметил Бабкин.
В свою очередь, глава ассоциации дилеров сельхозтехники "АСХОД" Павел Репников сообщил, что рынок сельхозтехники "упал из-за ВТО". "Падение произошло не из-за того, что на наш рынок хлынула дешевая сельхозпродукция. Банки, исходя из того, что мы вступаем в ВТО, заняли выжидательную позицию и по краткосрочному кредитованию и по инвестиционным кредитам. И эту позицию не меняли вплоть до июня 2013 года", - отметил он. Причинами падения рынка сельхозтехники, по словам Репникова, также стало затянувшееся согласование порядков получения субсидий на 2013 год и сокращение инвестпрограмм в сельском хозяйстве.
Константин Бабкин добавил, что долгосрочный прогноз развития рынка сельхозтехники для России "очень позитивен". "У нас много земли, которую надо вводить в оборот. Сибирь и Урал, вы говорите, это все далеко и там очень холодно. Но давайте посмотрим на границу Белоруссии и Смоленской области. В Белоруссии выгодно выращивать зерно, там урожайность в среднем выше, чем в России, а в Смоленской области - не выгодно. Все упирается в экономическую политику, которая делает /сельское хозяйство/ выгодным, либо не выгодным", - пояснил он.
По данным "Росагромаш", в прошлом году в России был выпущен 1 тыс. 481 трактор и 2 тыс. 946 зерноуборочных и кормозаготовительных комбайнов (исключая иностранную технику, собранную в РФ).
Кстати, в соседнем Иране сегодня производится более тридцати тысяч тракторов в год, а ежегодные поставки за рубеж превысили восемь тысяч машин только за первые три квартала. Сейчас иранская тракторостроительная компания высматривает возможности наладить сборку своих машин на российской территории, поскольку ее заводы в Венесуэле, Таджикистане и Уганде показывают высокую рентабельность, принося солидные прибыли.
Какие тут еще могут быть комментарии!..
Константин Мезенцев «Крестьянские ведомости»