13.12.2016 07:58
Вообще в ведущих странах – США, Японии, ЕС нынешний кризис стараются преодолеть за счет финансирования экономики и увеличения потребительского спроса (политика количественного смягчения).
Теперь об упомянутых 435 млн евро. Конкретно речь идет о средствах так называемого кризисного резерва в рамках Единой сельскохозяйственной политики (ЕСП). Средства оказались неиспользованными, поэтому их и решили выплатить, начиная с 1 декабря. (Эта мера не коснется в 2016 году некоторых Балканских стран, поскольку они еще не использовали бюджет по прямым выплатам фермерам, а отчисления в резервный фонд начинаются с определенной суммы таких прямых выплат).
Аграрные расходы составляют 40% всего бюджета Евросоюза. Это немалые средства. Но, оказывается, их можно нарастить еще за счет неординарного подхода к бюджету, статьям расходов и сроков применения тех или иных финансовых механизмов. Получается, что и положений бюджета придерживаются, и дополнительные средства находят. Стоило бы поучиться.
Судите сами. В пояснительной записке Евросоюза сказано, что кризисный фонд ЕСП существует с 2013 года. Он формируется путем вычета определенных сумм, предназначенных на прямые выплаты фермерам. Делается это на случай чрезвычайных обстоятельств.
Резервный кризисный фонд может быть использован тогда, когда выяснится, что обычного аграрного бюджета не хватит на такие мероприятия рыночной поддержки, как интервенции, финансирование хранения, а также на исключительные меры в кризисных ситуациях.
Если фонд к концу года не использовался, средства идут на счета фермеров.
На практике фермеры часто получают дополнительные средства по другим статьям расходов, а кризисный фонд остается нетронутым.
В 2015 году ЕС предоставил помощь некоторым отраслям аграрной экономики. Эта мера, помнится, коснулась и производителей молока, которые понесли огромные убытки в результате ответных санкций России. Фермеры ЕС получили тогда 1 млрд евро. Но тогда же было решено профинансировать все это по другим статьям и не задействовать кризисный фонд, чтобы это никак не отразилось на прямых выплатах фермерам.
Дополнительные меры — это мероприятия по расширению рынков и распределение средств по национальным квотам — были рефинансированы из имевшихся бюджетных возможностей в 2016 году. А последнее совместное решение (июль 2016 года) относительно помощи молочникам и другим фермерам – животноводам будет профинансировано за счет бюджета 2017 года.
Следует обратить внимание на слова Еврокомиссара по сельскому хозяйству Фила Хогана. Он, в частности, отметил, что 2016 год был очень трудным для многих фермеров. Поэтому комиссар удовлетворен тем, что в Евросоюзе удалось предпринять для спасения отрасли необходимые дополнительные меры, не прибегая при этом к использованию последнего средства — аграрного кризисного фонда. Это значит, считает комиссар, что ЕС прореагировал на кризис, не снижая общего уровня поддержки аграрного сектора.
Николай ХУДЯКОВ, «Крестьянские ведомости»