29.12.2016 06:16
Понятно, что у фермеров и торговых сетей интересы совпадают не всегда. И все же фермерские торговые площадки существуют, например, в странах Евросоюза или США. Они называются фермерскими рынками.
Национальное аграрное статистическое управление США, входящее в структуру Минсельхоза, обнародовало результаты первого исследования так называемой местной торговли продовольствием. Местной – это значит недалеко от ферм, где и производится продовольствие.
Что можно узнать о торговой деятельности фермеров? Выяснилось, что непосредственно на фермах и в ближайшей округе торговлю продовольствием осуществляют 167 тыс. американских ферм. Торгуют свежим продовольствием и так называемым продовольствием с добавленной стоимостью. Имеются в виду мясо и сыр. В 2015 году таким образом было продано продукции на 8,7 млрд долларов.
Больше всех заработали фермы, продающие свою продукцию непосредственно организациям и посредникам, таким как оптовики, которые на месте маркируют продукцию, а также торговым центрам (хабам) – 3,4 млрд долларов.
Следующая категория ферм по размеру продаж – на 3 млрд долларов – это хозяйства, непосредственно реализующие свою продукцию потребителям на складах ферм или на фермерских рынках. Таких операций зарегистрировано 115 тыс.
Непосредственные продажи в розницу (ритейлерам) – это 23 тыс. операций в масштабах всей страны на сумму 2,3 млрд долларов.
А вот основные пять штатов по размеру прибыли от прямых продаж фермеров с учетом сделок всех видов. Это Калифорния – 2,8 млрд долларов, Мичиган – 459 млн, Нью-Йорк – 441 млн, Пенсильвания – 439 млн, Висконсин – 431 млн.
Непосредственные продажи продукции потребителям велись в основном либо на складах на фермах, либо на фермерских рынках. Пенсильвания оказалась на первом месте в США по количеству ферм, непосредственно имеющих дело с потребителями. Было зафиксировано 6 тыс. подобных торговых операций. Калифорния оказалась на первом месте по размеру полученных средств от таких продаж – 467 млн.
Интересная деталь: только 8% фермеров во всей стране торговали с потребителями на рынке в режиме онлайн, хотя 73% ферм, вовлеченных в торговую деятельность, имели доступ в интернет.
В исследовании отмечается, что более 80% прямых фермерских продаж осуществляются в пределах 100 миль (180 км) от расположения самой фермы. Но большая часть таких продаж приходится на территорию в пределах менее 20 миль (около 36 км) от крупнейшего в округе торгового центра. Еще интересная деталь. В 2015 году на фермах, торговавших напрямую, соответствующие решения принимали около 300 тыс. человек. Из них 62% — это мужчины, а 38% — женщины. Пропорция лиц женского пола выше, чем в среднем на американских фермах. Это если сравнивать с переписью 2012 года, отмечает статистическая служба.
77% хозяйств, торговавших напрямую, были устоявшимися фермами, занятые этим видом деятельности 10 и более лет.
14% — это фермеры из числа ветеранов военной службы.
Автор: Николай ХУДЯКОВ, «Крестьянские ведомости»