29.08.2014 01:22
По данным Росстата, на конец июня 2014г. поголовье крупного рогатого скота в стране составляло 20,6 млн голов. То есть, за год общероссийское стадо убавилось где-то на 400 тыс. (на 1,8%). Еще быстрее – на 2,5%, или примерно на 200 тыс. голов, уменьшилось дойное стадо. Общее производство молока за полгода статистика оценила в 15,1 млн тонн. По сравнению с соответствующим периодом 2013 г. Снижение «валовки» вроде бы скромное – 0,9%. Но это «недодой» в 130 тыс. тонн! А ведь и за половину прошлого года производство молока падало, и весьма прилично: на 4,6%. И непонятно, почему глава правительства считает результаты в увеличении производства молока в целом хорошими. Правда, Дмитрий Медведев поправился и назвал эти результаты недостаточными, «если иметь в виду потребности Российской Федерации». Потому и нужна новая программа по увеличению производства молока. Дает надежду тот факт, что появление такой программы премьер-министр не связывает лишь со «всякого рода санкциями и ответными ограничениям». Может быть, на этот раз и содержание программного документа, а главное - его практическая реализация не будут ориентированы лишь на ручное управление экономикой. Об этом приходится напоминать, зная печальную судьбу предыдущей молочной программы на 2008-2012 годы. Как известно, этот среднесрочный отраслевой план был с треском провален почти по всем показателям, за исключением разве что продуктивности коров. Но общественности не был предъявлен компетентный анализ причин этого провала, который помог бы правильно вести технико-технологическую и экономическую политику в отрасли. Не оказалось такого анализа и в Национальном докладе о ходе и результатах реализации в 2012 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Важно, чтобы такая судьба не постигла и будущий документ о перспективах отрасли. Видимо в его основу будет положен проект Государственной целевой подпрограммы «Развитие производства молока и молочной продукции на 2015 - 2020 годы», подготовленный Союзмолоко совместно с рядом отечественных и зарубежных экспертов Не будем пересказывать все положения этого обширного документа. С ним можно ознакомиться на сайте Национального союза производителей молока (http://souzmoloko.ru/img2/programma.pdf). Отметим лишь, что на реализацию подпрограммы запрашивается за счет средств федерального бюджета 426 млрд. рублей (в текущих ценах). Это в том числе позволит увеличить производство товарного молока в сельхозорганизациях на 6,1 млн тонн. (с 17,5 до 23,6 млн тонн); ежегодно увеличивать коровье стало в СХО на 52-104 тыс. голов. Обещано создание 108 тысяч новых рабочих мест; рост средней заработной платы на предприятиях молочной отрасли с 15 600 рублей до 32 500 рублей. Создатели документа представили массу интересных и поучительных данных, подтверждающих жизненную важность ускоренного развития отечественной молочной отрасли, сокращения импортной зависимости в этом секторе продовольственного рынка. Обоснована необходимость активизации инвестиционной активности в отрасли, незаменимость государственной поддержки этих процессов, национальная эффективность этих вложений. Вместе с тем эксперты признают, что над проектом предстоит еще немало потрудиться. В процессе его обсуждения и рассмотрения высказано немало замечаний. В СМИ сообщалось, к примеру, мнение экспертов ГНУ Северо-западного НИИ экономики и организации сельского хозяйства Россельхозакадемии. Они считают, что проект поможет лишь немногим предприятиям. Большинство участников молочного рынка в случае реализации программы останутся в проигрыше. Выигрыш получат крупные и сверхкрупные вертикально интегрированные агрохолдинги, причем наибольший выигрыш холдинги со значительной долей иностранного капитала, имеющие доступ к дешевым кредитам иностранных банков, необходимых в первые годы реализации проектов в молочном скотоводстве. Первоначально представленный в Минсельхоз России текст специалисты «штаба отрасли также предложили доработать. В частности, они отмечали, что проекту не хватает анализа состояния развития молочного скотоводства по субъектам страны, состояния воспроизводства стада, развития племенной базы, кормопроизводства, материально-технической базы, социальной инфраструктуры. Отсутствует также картина экономической эффективности молочного животноводства в зависимости от размера ферм, их регионального расположения, сроков их введения, уровня интенсивности производства молока, организационно-правовых форм деятельности. Думается, особенно это положение касается роли фермерского сектора в развитии отрасли. «Укрупнение хозяйств в личной собственности (от ЛПХ к КФХ) не приводит к росту эффективности», утверждается в проекте подпрограммы. Хотя ив аналитических выкладок видно, что с за 2008-2013 гг. лишь фермеры увеличили валовые надои, а в ЛПХ и на предприятиях наблюдалось их падение. И доля КФХ в общероссийском коровьем стаде выросла с 6 до 12%. В остальных типах хозяйств продолжалось уменьшение поголовья. И если товарность КФХ ниже, чем в корпоративном секторе, то во многом это показатель слабости инфраструктуры молочного рынка, дискриминации фермеров в кредитной и торговой деятельности. Всем известно, кому легче получить субсидированные кредиты, кого предпочитают видеть партнером акулы переработки с российским видом на жительство и зарубежными счетами. Почему при царе-батюшке крестьянское молоко подходило для получения сливочного масло на экспорт, а фермерское бракуется… Одним словом, есть над чем подумать и разработчикам подпрограммы и Минсельхозу России, которому скоро представлять проект правительству. А пока что за июль Росстат вновь зафиксировал и уменьшение поголовья стада КРС, и падение производства молока в стране. 29/08/2014 Юрий Савин, «Крестьянские ведомости»