Методика – общеевропейская. Респондентам задают несколько тематических групп вопросов об их отношении к условиям существования и ожиданиях на ближайшее время. Ответы – оценки трех типов: положительная, нейтральная, негативная. Затем все это обрабатывается по особой формуле, и по каждой группе выводятся результаты. После чего их еще раз «суммируют», получая обобщенный ответ. Полученный результат со знаком плюс означает, на сколько процентов число оптимистов превышает количество пессимистов. Со знаком минус – наоборот. Заметим, что за последние полтора года преобладают негативные результаты. И не только в нашей области или России, но и в большинстве стран Европы. Вот какие результаты получены по итогам опроса в ноябре 2013 года.
Самый главный показатель - индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения - по сравнению с III кварталом 2013 года снизился на 4 пункта и составил (-11%). Люди ждут неприятностей в ближайшее время с нарастающей тревогой.
А вот данные по основным компонентам упомянутого выше индекса. Увы, и здесь – негативные итоги. Так, индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу снизился до (-9%) против (-3%). А в течение следующих 12-ти месяцев положительных изменений в экономике страны ожидают лишь 14% опрошенных (каждый седьмой), зато доля респондентов, отрицательно оценивающих ожидаемые изменения в экономической ситуации, возросла до 28% (каждый четвертый).
Индекс произошедших изменений в экономике снизился на 6 пунктов и составил (-13%). Доля респондентов, положительно оценивающих произошедшие изменения в экономической ситуации, сократилась до 12% (17% в III квартале 2013г.). Доля отрицательных оценок - 33% (было 27%). Считают, что экономическая ситуация не изменилась, 53% опрошенных.
Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении в IV квартале 2013г. снизился на 3% и составил (-5%). Улучшение своего материального положения в течение следующих 12-ти месяцев прогнозируют 12% респондентов. Доля отрицательных оценок - 19%. Индекс произошедших изменений в личном материальном положении снизился на 4 пункта и составил (-10%). Доля респондентов, положительно оценивающих изменения в своем материальном положении в течение года, сократилась до 13% (только каждый восьмой опрошенный туляк). Доля респондентов, считающих, что их материальное положение ухудшилось, увеличилась до 29% (опять-таки, почти каждый третий).
Тех, кто считает рискованным делать в нынешнее время крупные покупки, на 19% больше оптимистов. По поводу банковских сбережений число пессимистов превышает верящих в действенность такого метода сохранности своих денег аж на 36%! И если прежде молодые респонденты были настроены по поводу потребительских ожиданий положительно, то сейчас они присоединились к «отцам» в возрасте старше 50-ти лет. Тем самым, среди большинства туляков сегодня царит настроение ожидания грядущих социально-экономических неприятностей…
В этой связи интересны данные по общему потребительскому настроению в других странах Европы. Оказывается, россияне (в том числе и туляки) – не самые «хмурые». Таковыми являются греки, киприоты, португальцы, румыны, хорваты, словенцы, болгары. В группе «относительно пугливых»: испанцы, итальянцы, французы, поляки, венгры, латыши, литовцы, словаки, чехи. И мы - россияне.
А вот позитивные народы, которые чувствуют себя уверенно в своем настоящем и будущем. Дружная группа представителей германской группы языков: шведы, норвежцы, датчане, голландцы, немцы, австрийцы, англичане, обитатели Люксембурга. Братские между собой (как мы с украинцами и белорусами) финны и эстонцы. А также кельты - ирландцы, шотландцы, валлийцы. Плюс - романо-германцы в лице бельгийцев и «гуляющие сами по себе» обитатели крошечного острова Мальта. За всех них можно порадоваться. А нам – надеяться на лучшее, но - быть настороже.
Бизнес 71