05.08.2015 02:08
Если верить официальной методике расчета данной суммы, то ровно половина из нее – 4 873 рублей – должна приходиться на покупку еды. Остальное – текущие расходы. На одежду-обувь, налоги, коммуналку, общественный транспорт, лекарства, газеты-журналы. А также на театры, рестораны, туристические путешествия и т.п. Если эту сумму «расслоить» по возрастным категориям населения, то на детей минималка выше среднего показателя примерно на полторы тысячи рублей. На работающего туляка – на тысячу больше, а на пенсионера – почти на две тысячи ниже. Хотя в последнем случае непонятно: на лечение и лекарства пожилые люди тратят в разы больше, чем молодые. А эти услуги подорожали очень заметно.
Впрочем, официальные суммы с реалиями жизни не совпадают категорически. Так, год назад средний туляк только на еду тратил по 7-8 тысяч рублей ежемесячно. Сегодня эта сумма – уже более 10 тысяч. Но в связи с ростом цен наш нынешний рацион примерно на 11% беднее того, что мы кушали прошлым летом. Худеем.
Аналогична ситуация и с доходами. Средняя зарплата – чуть более 28 тысяч рублей в месяц. Это – плюс 7,9% к данным годовой давности. Но по покупательной способности – на 2-3% ниже. Отстают от темпов инфляции прибавки к пенсиям и пособиям. Как минимум, туляки не богатеют.
Суммы прожиточного минимума, на которые прожить невозможно, при всей их фантастической мизерности, несут в себе две важные функции. Первая: по ним можно судить о темпах реальной инфляции. Размер «минималки» рассчитывается «автоматически» по специальной международной методике. И пусть он у нас занижен, но динамику изменения цен показывает почти реально. Плюс 8% с начала нынешнего года, плюс 17% - в сравнении с периодом годовой давности. И ноль – т.е. цены почти не меняются - за последние четыре месяца.
Вторая функция: данный показатель дает понимание того, сколько людей живет совсем бедно. Впроголодь. Сегодня в целом по стране это почти 15% населения, в нашей области – по официальной версии – 12% (около 170 тысяч из полутора миллионов). Государство им платит некие суммы. Если, конечно, люди обратятся за помощью. Многие этого не делают. Слишком хлопотно, унизительно. Да и полторы-две тысячи в месяц не спасут ситуацию. Может, зря они вот так - добровольно - от них отказываются?
Не будем спорить по поводу процентов, а напомним. В «тучном» 2013 году самых бедных в России было 10% населения, у нас – 8,5%. В реально голодном 1999-м, сразу после дефолта – почти 40%. В разгар «шоковой терапии» при переходе от социализма к капитализму в 1993-1994 гг. – две трети населения. Кто тогда жил, обеспечивая счастливое детство своим наследникам, не забудет никогда. Очень были жесткие времена. На грани и даже за гранью выживания.
Нынешняя динамика – тревожная. Повторения прошлого 15-20-летней давности не хочется. Очень не хочется…
Бизнес 71