18.08.2015 04:58
Это достаточно обширный слой сельского населения и значительный как человеческий, так и экономический ресурс.
Хозяйства сельского населения суммарно используют серьезные экономические ресурсы как трудовые, так и земельные (на долю ЛПХ приходится 10 млн. гектар плодородных и эффективно используемых земель). Это позволяет в секторе семейных ЛПХ произвести в целом по стране не многим менее 50% от всего валового объема сельскохозяйственной продукции. В ЛПХ содержится 48% коров, 46% овец и коз, производится 71% мяса крупного рогатого скота, 80% картофеля, 70% овощей. Даже, если данные цифры будут откорректированы в ходе сельскохозяйственной переписи 2016 года, объем произведенной хозяйствами населения продукции более чем значительный для страны.
Кроме того личные подсобные хозяйства решали и решают задачупо заселенности людьми обширных территорий, пригодных для выращивания сельскохозяйственной продукции.
Сектор крестьянских подворий (ЛПХ) имеет важное значение как резерв для расширения сектора высокотоварных семейных фермерских хозяйств, демонстирующих самый высокий в отрасли динамизм развития.
Принимая во внимание данные факторы, а также задачи, поставленные перед страной связанные с политикой импортозамещения и развития сельских территорий, в том числе обеспечивающих территориальную целостность страны, роль ЛПХ существенна и значительна.
Недотягивая сегодня по критериям продовольственной безопасности по производству молока и мяса, мы должны стимулировать всех существующих субъектов сельскохозяйственного производства к сохранению и увеличению поголовья. Задача по сохранению, развитию личных подсобных хозяйства и стимулированию их перехода в семейные фермерские хозяйства должна стоять на одном из первых мест по актуальности среди мер государственного регулирования экономики сельского хозяйства и села.
Существующие гипертрофированные факты по наличию серьезного неоформленного бизнеса, которое позволяет сегодняшнее законодательство имеет место быть. Поголовье в 300, 1000, 10 000 голов – конечно, должно содержаться в рамках зарегистрированного бизнеса, который отчитывается и платит налоги. Однако в регионах РФ ситуация различается. Если в субъекте федерации имеются гипертрофированные факты такого рода, которые ухудшают деятельность существующих официальных сельских предпринимателей (например, за счет вытаптывания посевов) – регион должен иметь право принять, либо региональный законодательный акт, либо постановление регионально Правительства.
Что касается изменений в федеральное законодательство – стараясь, а к разработке поправок подключится большое количество «экспертов», можно и дров наломать, что может привести к снижению поголовья. Любые ограничительные меры должны водиться либо одновременно либо после стимулирующих. Только после облегчения ведения легального бизнеса и наличия так «называемых «морковок» имеет смысл определить границы ЛПХ в рамках федерального закона, привязав их к размеру земельного участка.
Следует отметить, гипертофированные ситуации с поголовьем в ЛПХ связаны прежде всего с тяжелыми условиями существования легального малого бизнеса на селе, зарегистрированных фермеров. Господдержку – не получить – мала и волокотина, кредиты – не доступны – как предприниматель - так уровень риска высок – и кредит не получить, в если повезет, так процент высок – не мотивирует. Зато с отчетностью мучайся и проверок невпроворот. Вот и создана мотивация «наоборот» – ухода в тень , а не выхода из тени. Статистика прошлых лет показывает сокращение количества КФХ, многие из которых продолжили бизнес не официально.
Интересным является и другой факт. За полугодие 2015 года по данным ФНС количество вновь зарегистрированных крестьянских (фермерских) хозяйств составило 18,7 тыс., что на 49,0% больше, чем за аналогичный период 2014 года. При этом, прекратили деятельность 6 900 фермерских хозяйств, что на 33,5% меньше аналогичного показателя прошлого года.
Большая часть вновь созданных КФХ – на базе личных подсобных хозяйств. Думаю, здесь работают обещания по отмене проверок контролирующих органов для малого бизнеса, возможность принять участие в программе Поддержки начинающих фермеров и получить грант, а также заявления Правительства о том, что приоритет развития отечественного продовольствия –это серьезно и надолго.
Разделяю позицию АККОР и Президента АККОР Плотникова В.Н., озвученное в рамках пресс конференции - для создания действующих стимулов перехода ЛПХ в КФХ важно ввести патентную систему налогообложения (размер патента в зависимости от объема выручки), упростить отчетность, которую можно предоставлять один раз в год, упростить процедуру получения господдержки для малых сельских предпринимателей (несвязанной поддержки на га, на литр молока, на голову скота), а также уделить особое внимание программам и увеличить господдержку на программы, связанные с развитием семенных фермерских хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, помогающих решить вопросы, кредитования, хранения и сбыта.
Башмачникова О.В.
ВПП АПР