20.04.2014 22:22
Вывод суров: статистика порочна, а причина кроется в регионах, которые в погоне за субсидиями делают приписки. В частности, об этом говорил депутат от Татарстана Айрат Хайруллин. Но как сделать так, чтобы статистика стала экономическим, а не политическим инструментом? Заместитель председателя комитета Госдумы по аграрным вопросам Надежда Школкина во вступительном слове подчеркнула, что статистическая отчетность — основа для принятия решений как на уровне предприятий, так и страны в целом. В настоящее время статистика ведется главным образом Росстатом на основе сплошного и несплошного наблюдения. В АПК, пояснила Н.Школкина, наблюдение ведется за тремя группами сельхозпроизводителей — сельхозпредприятиями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (К(Ф)Х) и хозяйствами населения. Наблюдение за крупными и средними сельхозпредприятиями ведется на основе сдаваемой ими статистической отчетности, более мелкие предприятия «отслеживаются» по годовым отчетам, а о делах в лично-подсобных хозяйствах (ЛПХ) впечатление формируют на основе репрезентативной выборки, которая составляет всего около 2%. Между тем единственная сельскохозяйственная перепись в России проходила в 2006 году и не дала того ожидаемого результата, уверена Н.Школкина: «Она не внесла ясности в деятельность ЛПХ, не выявила нам масштабов той деятельности, которая ведется в садово-огороднической деятельности, не внесла ясности за наличием использования земель, в том числе земель сельхозназначения». Вызывает большое недоверия статистика. «Больше всего нареканий вызывает деятельность К(Ф)Х, подсобных хозяйств, в которых, по данным Росстата, на сегодня производится около половины продукции», — отметила Н.Школкина. Такие данные вызывают недоумение — в отрасли считают, что цифры завышены в 2-3 раза. В итоге, уверена депутат, использование неверных данных статистики ведет к принятию неправильных решений как на отдельных предприятиях, так и на уровне всей страны. «Еще это ведет к низкой эффективности нашей государственной поддержки, которая оказывается в том числе сельхозпроизводителям», — констатировала Н.Школкина. Она пожаловалась, что зачастую статистическая информация скрывается или же предоставляется не полностью. Заместитель руководителя Росстата Константин Лайкам признал, что проблем статистики в сельском хозяйстве гораздо больше, чем в любой другой отрасли. Он считает, что Минсельхоз еще в 2005-2006 гг. был заинтересован в получении истинных данных, поэтому и было принято решение о проведении переписи. «С тех пор внимание к сельскохозяйственной статистике, на мой взгляд, резко сократилось», — отметил К.Лайкам. Более того, по его словам, Росстат уже 10 лет бьется за увеличение выборки по ЛПХ, которая даже не 2%, как об этом говорила Н.Школкина, а 0,2%, почему и невозможно получить никакую репрезентативную выборку по регионам. «Цена вопроса — 140 млн рублей», — перешел К.Лайкам к денежным вопросам. Он пояснил, что этой суммы хватит только на увеличение процента выборки в 2 раза, то есть фактически всего до 0,4%. К.Лайкам также затронул тему переписи, так как она, по его словам, основа всей статистики. Сначала было принято решение провести сельскохозяйственную перепись в 2014 году, однако мероприятие без лишних слов перенесли на 2016-й, а это самый крайний срок по закону. Такая ситуация Росстат не устраивает. Поэтому в ведомстве предлагают использовать комбинированный метод наблюдения, то есть проводить сельскохозяйственную перепись не реже одного раза в 10 лет, а в межпереписной период — вести сплошной учет или выборочные обследования по каждой категории сельхозпроизводителей. В то же время К.Лайкам не согласился с Н.Школкиной в том, что статистика закрыта. По его заверениям, все официальные данные открыты, как того требует закон, и находятся на сайте Росстата. К.Лайкам поддержал введение штрафов за искажение статистических данных. По его мнению, чем больше бюджетных денег выделяется в виде поддержки, тем больше статистика искажается. Кроме того, он уверен, что нужен закон о ЛПХ, которые должны быть ограничены некими параметрами. Замминистра сельского хозяйства Александр Петриков не согласился с К.Лайкамом в том, что теперь у Минсельхоза нет заказа на статистику: «Сельское хозяйство остается приоритетом. Я ни в одном высоком документе не видел, чтобы там было другое сказано. АПК — это приоритет России, геополитический прежде всего». А.Петриков добавил, что в аграрной отрасли есть тенденция к сокрытию статистики как со стороны крупного бизнеса, так и малого: «Есть теневая экономика в сельском хозяйстве — это тоже давний факт». Также А.Петриков отметил, что денег, о необходимости которых говорил К.Лайкам, всегда мало, да и дело, впрочем, не в них: «Надо разобраться с системой государственной статистики и внести ряд принципиальных изменений», — предложил замминистра. А.Петриков подчеркнул, что статистики и без того много, даже чересчур, вот только никто ее не анализирует. «Дело не только в недостатке информации, но еще в анализе», — заметил он. Замминистра назвал и необходимые меры. Проблему недоверия к статистике, по его словам, можно решить, создав сеть экспертных хозяйств, которые будут давать откровенную информацию. «Тут повышением административных штрафов не обойдешься», — уверен А.Петриков. Также он предложил развивать дистанционное наблюдение за сельхоздеятельностью. «Создать, наконец, группировку «Космос-СХ», делать снимки в еженедельном режиме, дешифровку этих снимков, и тогда мы получим достоверную статистику, особенно в растениеводстве, и увеличим свои прогностические способности», — считает А.Петриков. Отдельно он предложил принять в ветеринарии закон об электронном чипировании. Однако уже сейчас, уверен замминистра, надо заняться статистикой агроформирований. «Кто-то провел хоть одно обследование по агрофирмам и агрохолдингам? — задал А.Петриков вопрос. — Как статистическая единица они выброшены вообще». Отдельно он выделил тему производительности труда в сельском хозяйстве, показателей которой в России нет. Также нет показателей сельхозпроизводителей, осуществляющих инновации. Руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт предложил внести изменения в законодательство, прежде всего касающиеся ответственности регионов за добросовестную статистику. «Статистика должна быть все-таки больше экономическим институтом, а не политическим. Когда мы это определим, тогда, возможно, все встанет на свои рельсы», — подметила Н.Школьникова. Депутат Госдумы Айрат Хайруллин также согласился с К.Лайкамом в том, что сегодняшнее расхождение в статистике стало нарастать в последние годы в связи с увязкой выделяемых субсидий к достижениям конкретных показателей в сельхозпроизводстве. На примере данных по зерну он показал, откуда берутся «приписки». «Почему у нас в сельском хозяйстве низкие зарплаты? — задал вопрос А.Хайруллин. — Почему у нас низкая доходность? Да потому, что у нас в среднем по стране в 1,31 раза занижена себестоимость, а это ориентир для участников рынка. То есть вроде бы у всех прибыль, а кредиторская задолженность растет. Зарплату платить денег нет. Самые низкие зарплаты в народном хозяйстве». А.Хайруллин также напомнил и о ситуации 2010 года, когда внутренний рынок потребления зерна очень сократился: «В 2010 году, когда запретили экспорт, я внимательно отслеживал. Произошло то, что из тех регионов, которые не пострадали от засухи, невозможно было вывезти во внутренние регионы, у нас просто такие поставки не работают. Все нацелено на экспорт, а обратно зерно не идет». Также в качестве темы для размышлений депутат предложил подумать над тем, что в 2009 году в стране было элеваторов на 38 млн т зерна и складских хозяйств — на 25 млн тонн. «После этого у нас больше складов выбыло и рухнуло, чем мы построили новых элеваторов», — констатировал А.Хайруллин. Он обратил внимание на то, как искажают статистику в молочном животноводстве: «У нас, по данным регионов, в ЛПХ столько же коров, сколько было в 1990 году. Покажите мне деревню, где коров столько же, сколько было в 1990 году! Нет ни одной такой деревни. Мы имеем серьезнейшее искажение себестоимости продукции как ориентир развития сельского хозяйства». Главная проблема, считает А.Хайруллин, кроется в отчетности регионов: «В погоне за целевыми показателями все начинают рисовать отчетность», — заключил он. Президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский также считает, что корень плохой статистики кроется в «первичке», при этом, по его мнению, повышением штрафов проблему не решить: «Корень — в интересах. У нас есть базовые фундаментальные интересы, которые делают статистику кривой изначально. Тот же самый единый сельхозналог объективно заталкивает крестьян к тому, чтобы прятать свои объемы от официальной статистики… Масса подобных вещей делает «первичку» кривой изначально». А.Злочевский убежден, что надо работать с причиной, а не со следствием, делать все, чтобы не было интереса врать еще на первоначальном уровне. Также глава РЗС полагает, что ни чипирование, ни космическое наблюдение, о которых говорилось на круглом столе, не могут стать основой статистики. «Это может стать поверочной системой, чтобы проверить те статистические данные, которые мы собираем в отчетности… Но подменить они не в состоянии, все равно с «первичкой» придется работать», — добавил А.Злочевский. Исполнительный директор Национального союза производителей молока (СОЮЗМОЛОКО) Артем Белов считает, что многие решения, поднимаемые государством для поддержки отрасли, не совсем адекватны. Он также согласен с тем, что надо работать с «первичкой», предложил решить вопрос субсидирования вне зависимости от достигнутых показателей. «Проблема с личными подсобными хозяйствами связана с тем, что регионы получают субсидии в зависимости от показанных в предыдущий период показателей прироста», — сказал А.Белов. Он отметил, что уже отмечалась идея амнистии регионов, чтобы они в течение, например, двух лет показывали свои реальные показатели, а субсидии не были к этому привязаны. «Мы можем выйти на более или менее реальные цифры», — уверен А.Белов. Что касается переписи, то он предложил выбрать 3 региона и там проводить серьезную выборку, а уже потом с этим опытом выходить на другие субъекты. Н.Школкина привела в пример Башкортостан, который как раз и провел подобную статистическую амнистию, лишился субсидий, но зато узнал реальные данные по республике.