Главная \ Актуально    \ Владимир Плотников: «Господдержка крестьян должна быть увеличена в несколько раз»      

Владимир Плотников: «Господдержка крестьян должна быть увеличена в несколько раз»

« Назад

21.07.2013 20:02

Если сейчас не направить в сельское хозяйство десятки миллиардов рублей, завтра не спасут и сотни.

Фермерский уклад в России доказал свою перспективность. Это утверждение является еще более убедительным, если учесть, в каких условиях развивалось российское фермерство. Отсутствие отраслевых законов, неразбериха и путаница в организации хозяйства, оформлении и выделении земельных наделов, а также процесс приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий вносили порой непреодолимые трудности в станов-ление фермера. Однако и сегодня многие проблемы существуют и требуют решения на уровне государственной власти. Об этом в интервью обозревателю «АО» рассказывает член Совета Федерации Федерального собрания РФ, президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов России Владимир Плотников.

– Владимир Николаевич, в самом начале 1990-х годов в развитие фермерского движения в нашей стране никто не верил. Можно ли сказать, что сегодня оно стало частью российского агропромышленного комплекса?

– Да, действительно, в начале 1990-х годов было немало людей, которые скептически относились к фермерству. Но нашлись и такие, которые не только верили в крестьянина, но и сами взялись за это непростое дело. Именно тогда благодаря энергии, труду, настойчивости, мужеству первопроходцев фермерства и возник новый аграрный уклад.
Конечно, особую роль сыграла и государственная поддержка, оказанная фермерам на этапе становления – так называемый «силаевский миллиард». Благодаря этому практически за 3 года – с 1991 по 1993 год – было создано более 200 тысяч новых хозяйств, сложился костяк нынешнего фермерства.

 

В какой-то мере мы повторили путь, которым уже шла Россия в годы столыпинской реформы в начале ХХ века. Нельзя сказать, что проводимая в последнее 20-летие аграрная политика была последовательна в отношении фермерства. Были приливы и отливы, периоды позитивного отношения к фермеру сменялись периодами невнимания, но уклад все это время развивался и доказал свою жизнеспособность и перспективность.

– Какова на сегодня доля фермеров в производстве сельскохозяйственной продукции?

– Должен сказать, что фермеры неуклонно наращивают производство продовольствия. Вот основные показатели их работы в 2012 году. По зерну их доля составила 22,2% общероссийского производства. По картофелю: в 2012 году по сравнению с прошедшим пятилетием в целом по отрасли его производство увеличилось на 7,5%, а в фермерском секторе прирост составил 74,1%.

По выращиванию овощей этот же показатель в целом по отрасли увеличился на 19%, а у фермеров производство выросло на 64,7%.

В 2012 году в фермерском секторе отмечался рост поголовья крупного рогатого скота, причем существенный. Общее стадо увеличилось на 12,5%, а коров стало больше на 11,6%. Хотя в целом по отрасли наблюдается снижение. За один год поголовье КРС в фермерских хозяйствах увеличилось на 200 тысяч. В том числе коров – на 100 тысяч голов.

Поголовье овец и коз выросло у фермеров на 13,9%. В то время как в отрасли в целом – только на 4,4%. За год этих животных в фермерских хозяйствах стало больше на один миллион голов. И теперь третья часть всех овец и коз в стране – фермерская.
Десятый год подряд у фермеров самый высокий прирост производства молока – 12,8%.

Анализ данных убеждает, что по темпам развития фермерство значительно опережает другие секторы нашей многоукладной экономики. Оно, как и в прежние годы, является наиболее динамичным и эффективным сектором нашего сельского хозяйства. Его надо всемерно развивать и расширять.

– Тем не менее в нынешнем году статистика зафиксировала спад числа фермерских хозяйств. Чем вы можете это объяснить?

– В последние годы особенно заметны резкие колебания численности фермеров. Так, меры господдержки, предпринятые в 2010–2011 годах, привели к росту численности КФХ на 128 тысяч. Общая численность достигла 308 тысяч. Но в прошлом году она снизилась до 278 тыс.

Это вызвано рядом негативных факторов. Одна часть фермерских хозяйств не смогла выжить в весьма неблагоприятных условиях хозяйствования – низкая доходность, трудности со сбытом продукции, рост конкуренции в связи с вступлением в ВТО. То, что уменьшение численности практически не отразилось на динамике роста производственных показателей уклада, свидетельствует о том, что эти хозяйства – преимущественно новые, не сумевшие встать на ноги.

Другая часть фермерских хозяйств, как говорится, жива и здорова, но из-за недальновидных действий государства была вынуждена перейти в другую форму – личные подсобные хозяйства. Судите сами. С 1 января этого года резко возросли суммы платежей фермеров в Пенсионный фонд. Независимо от доходов фермер теперь должен за каждого члена хозяйства платить 36 тысяч рублей в год, в два с половиной раза больше, чем прежде. Для многих это просто непосильно, и они перерегистрировались в ЛПХ. Это вынужденная, спасительная мера. Ведь имея статус ЛПХ, они избавились от таких платежей.

– Действительно, эта мера больно ударила по всему малому предпринимательству. Есть данные, что с начала года закрыли свой бизнес 208 тысяч малых предприятий.

– Вот и фермеры закрывают. Обиднее всего, что такие недальновидные меры подрывают доверие людей к государству. В прошлые годы стимулировали владельцев ЛПХ переоформляться в индивидуальные предприниматели, выплачивали по 58 тысяч рублей. И крестьяне поверили, пошли, стали фермерами. А теперь – установили разорительные ставки, и непродуманно откатываемся назад. Идет сокращение численности фермерских хозяйств.

Руководство АККОР уже встречалось с председателем правления Пенсионного фонда РФ А.В. Дроздовым. Обозначили позицию, просили его найти решение проблемы. Обратились за помощью в Министерство сельского хозяйства РФ, чтобы общими усилиями помочь крестьянам. И решать этот вопрос надо немедленно.

– А как отнеслись фермеры к вступлению России во Всемирную торговую организацию?

– С большой тревогой. Надо прямо сказать, что это стало испытанием для всех сельхозпроизводителей, и в том числе для фермеров. Для всех нас ВТО – это новая эпоха, новые вызовы. Тем более что вступление состоялось в очень сложное для крестьян время. Три года недоборы урожая из-за засухи. Образовались долги по кредитам плюс к этому нестабильные цены на сельхозпродукцию. Но при этом остался стабильным рост цен на ГСМ, удобрения, средства защиты растений, технику и запчасти, электричество, газ, транспортные услуги и т.д.

Это далеко не все проблемы, которые сильно беспокоят крестьян. Я имею в виду продовольственный импорт. В 2012 году он увеличился по всем основным продовольственным группам. Вот данные статистики.

По мясу. За прошлый год завезли больше одного миллиона тонн свинины с учетом пищевых субпродуктов, свиного жира, свиней на убой. Импорт говядины составил 740 тысяч тонн. Птицеводство у нас вроде бы благополучная отрасль, хорошо развивается, но импорт птицы вырос на 13%. Это – 560 тысяч тонн.

На молочном рынке за 2012 год импорт вырос на 20%. Молока и молочных продуктов в пересчете на молоко завезено 8 миллионов тонн.

Мы даже овощи завозим, и в каких объемах! В 2012 году – 3 млн тонн. Картошка из Польши, капуста из Германии, морковь из Израиля, помидоры из Турции, яблоки из Чили и т.д. Больше всех в мире завозим яблок!

В результате импорт достиг невероятных объемов. В 2012 году завезли продовольствия на сумму порядка 1,5 трлн рублей.

– Финансируем зарубежных производителей?

– Совершенно верно, покупая импортное продовольствие, наш потребитель, а он всегда является главным инвестором, вкладывает деньги не в отечественное производство, а в иностранное. И это – гигантские инвестиции. Для сравнения: 1,5 трлн рублей, уплаченные за импорт в 2012 году, в 10 раз превышают федеральные расходы на сельское хозяйство за целый год.

А наши сельхозпроизводители испытывают колоссальные трудности со сбытом своей качественной, свежей продукции! 70% фермеров назвали реализацию своей продукции проблемой №1.

Под импорт создана огромная, разветвленная инфраструктура. На него работают дилерские сети. На него ориентирована переработка. На него замыкаются торговые сети. Эти монопольные системы окрепли и диктуют свои условия. Собственные же, российские, производители для них чужие.

– Таков результат жестких условий ВТО?

– Жесткие-то они жесткие, но ведь переговоры по вступлению в ВТО велись два десятка лет. И велись для того, чтобы защитить наше сельское хозяйство, нашу промышленность, смягчить условия адаптации, помочь им встроиться в новые условия. Но это – одна сторона.

ВТО для нашей страны – это шанс поднять свой статус, закрепить и усилить позиции на мировых рынках, поднять свою экономику, ее конкурентоспособность. А иначе зачем вообще ВТО?

Применительно к сельскому хозяйству президент В.В. Путин ставит вопрос так: «В ближайшие четыре-пять лет мы должны полностью обеспечить свою независимость по всем основным видам продовольствия, а затем Россия должна стать крупнейшим в мире поставщиком продуктов питания». Эта задача – исторического масштаба, стратегической важности для России. Она означает, что отечественные сельхозпроизводители должны увеличить производство мяса, молока, овощей, фруктов настолько, чтобы заместить те огромные объемы импорта, о которых говорилось выше. И дополнительно к этому – производить продовольствие на экспорт.

Но чтобы выполнить эту задачу, надо увеличивать прирост производства в сельском хозяйстве не на 2–4% в год, как сейчас, а на 10–15%. Нужен и совершенно иной уровень господдержки, совершенно другие финансовые ресурсы.

– Но Всемирная торговая организация существенно ограничивает суммы государственной поддержки сельского хозяйства.

– В том-то и дело, что проблема не в ВТО, а в нас самих. ВТО установила лимиты финансирования нашего сельского хозяйства в 9 млрд долларов. Но в этом году на сельское хозяйство выделено лишь 4 млрд долларов. Менее половины того, что можно и нужно.

Есть ли такие средства? Да, такие средства у государства есть. Золотовалютные резервы превысили 500 млрд долларов. Недостающие 5 млрд долларов – это лишь 1% этих резервов. И эти средства нужны как воздух! Ведь с нынешнего года мы переходим к господдержке на 1 га пашни. АККОР считает этот подход правильным, ведь он позволяет довести деньги практически до каждого крестьянина. Мы отстаивали этот механизм все последние годы. Но каково реальное наполнение этой господдержки?

В этом году на погектарные субсидии планировалось выделить около 15 млрд руб. То есть в среднем на гектар, с учетом региональной поддержки, получается около 250–300 руб. Для сравнения: в странах Евросоюза этот показатель в среднем составляет более 14 тысяч рублей.

Более того. Нынешние 15 млрд руб. по сравнению с прошлым годом – это уменьшение размера поддержки. В 2012 году только за счет льготных цен на горючее сельхозпроизводители получили эффект в 22 млрд рублей. Плюс 9 млрд было направлено на компенсацию процентных ставок по кредитам. Плюс еще 6 млрд – на минеральные удобрения и средства защиты. А сейчас на всё про всё 15 млрд. Это в два с лишним раза меньше!

Ясно, что нынешний уровень поддержки не соответствует масштабам поставленной задачи. А не выполнить задачу президента мы не можем. Поэтому необходимо значительно, кардинально увеличить уровень поддержки на один гектар пашни.

– Как в странах Евросоюза, до 14 тысяч рублей?

– Мы реалисты и не считаем, что крестьянин должен тянуть бюджетное одеяло только на себя. Подсчеты показывают, что сейчас для начала необходимо поднять уровень господдержки на один гектар до двух тысяч рублей. А через два года – удвоить ее. Это тот минимум, который необходим для реализации стратегической задачи, поставленной президентом, и он укладывается в согласованные с ВТО лимиты поддержки.

Говорят, много ума не надо, чтобы просить деньги. Но если сейчас не направить десятки миллиардов рублей в сельское хозяйство – завтра не спасут и сотни. Важно понимать, что деньги, которые выделяются сельскому хозяйству, это деньги не только для крестьян. Они – для всей России, для ее будущего. Для каждой семьи. Для наших детей и внуков.

– Что еще мешает фермерам производить больше продовольствия, работать более эффективно?

– Болевых точек много. Скажем, проблема сельхозтехники. Она морально и физически устарела. Ее списывается больше, чем приобретается. Чтобы успешно конкурировать с зарубежными партнерами, необходимо техническое перевооружение. Крестьянину нужна современная, высокопроизводительная, энергосберегающая техника. Без помощи государства здесь не обойтись. 35% от стоимости приобретаемой крестьянами сельхозтехники государству нужно компенсировать субсидией.

Или приобретение минеральных удобрений. Накануне посевной кампании эта проблема особенно остра. Компенсации отменены, цены метнулись вверх. Покупать удобрения не на что. И ситуация усугубляется. С начала этого года на 20% подорожала аммиачная селитра. Запасы удобрений в хозяйствах уменьшились. Крестьян заставляют переоформлять договоры на их поставки по возросшим ценам.

Зато на экспорт уходит порядка 85% производимых в стране минеральных удобрений. Идут за рубеж и возвращаются к нам импортным продовольствием. Пришло время разрубить этот порочный круг. Делать это надо государству. И опять возвращаемся к той реальной поддержке на один гектар. Будет достойная поддержка – будут удобрения на фермерских полях.

В последнее время усилилась еще одна болевая точка. Ее создают Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Ростехнадзор, Ространснадзор, ветнадзор, пожарные, экологи, полиция, прокуратура и т.д. Они просто не дают работать и жить фермеру. Изматывают проверками, предписаниями, поборами.

Практически все федеральные службы создали на местах дочерние организации. Они за приличные деньги производят прием документов и решают вопросы. Часто к проверкам подходят субъективно, а их результаты зависят от интересов и аппетитов проверяющих. И все эти органы действуют от имени государства.

К примеру, Россельхознадзор берет штрафы за невнесение минеральных удобрений. И им плевать, что эти удобрения крестьянину не по карману. Плати – и все!

Ространснадзор требует от фермера вести документацию, как в полноценной автоколонне. На каждый выезд заставляют оформлять путевой лист, вести отчет по полной программе. Не выполняешь – штраф, а то и арест транспорта.

Не оставляют в покое фермера экологические службы. Пролоббировали себе решение осуществлять ежеквартальные проверки с требованием расчетов по экологии. Если их нет – штраф.

Налоговые инспекции требуют с фермеров уплаты налога с сумм, полученных в качестве компенсации от засухи. И не придерешься! Все действуют в соответствии с подзаконными актами, инструкциями и т.д.

Пришло время провести независимую экспертизу нормативных актов, на основе которых действуют все эти органы, и выработать предложения по наведению порядка в этом вопросе.

– Сегодня большие проблемы люди испытывают и при оформлении земли.

– Это еще мягко сказано. Каждый, кто занимался оформлением земли, знает, насколько этот процесс длительный и забюрократизированный. Люди по 20 и более лет ведут фермерское хозяйство и не могут оформить свои участки, живут на птичьих правах.
Земля – не оформляется, выделенные деньги – не осваиваются. А теневой рынок тем временем процветает. Как на дрожжах растут латифундии в десятки и сотни тысяч гектаров. На наших глазах формируется класс новых русских помещиков. Их никто не контролирует – как используется пашня, платятся ли налоги, что вообще с этой землей происходит?

А льготное оформление земельных долей застопорилось. Судите сами. Фермерское сообщество обратилось с просьбой к В.В. Путину, и по его распоряжению были выделены государственные средства для бесплатного оформления земельных участков в собственность крестьянам. Но из 1 млрд 415 млн рублей освоено только 262 миллиона.

И на этом фоне в правительстве, в Федеральном собрании проталкивается вопрос об отмене категорий целевого назначения земель. Хотят вообще отменить категорию «земля сельскохозяйственного назначения». Чтобы никакой ответственности и никаких ограничений здесь не существовало. Цель – облегчить выделение земель под застройку.

Сдерживать этот напор пока удается, но нужна поддержка всего общества, средств массовой информации. Необходимо понимание, насколько это опасно для страны.

– А как фермеры относятся к выплате субсидий на молоко?

– Сам подход – правильный. Ситуация в этой сфере в последние годы складывается сложная – и с поголовьем коров, и с производством молока.

Определен стимул – субсидия на один килограмм реализованного молока. Выделено 9,5 млрд рублей – существенная поддержка. Но дойдут ли эти деньги до деревни?

На недавнем съезде фермеров это был один из самых бурно обсуждаемых вопросов. И представители Минсельхоза так и не смогли внятно ответить, куда пойдут деньги – или крупным фирмам-переработчикам, или крестьянам.

Считаем, что часть выделенных средств надо направить на стимулирование роста поголовья. Ведь поголовье – важнейший фактор.

Так сделали в Московской области. А на Украине это стало в 2012 году приоритетным направлением. Результаты последовали сразу. За полгода поголовье КРС выросло на 45 тысяч. А до этого был спад. Пример хороший и убедительный!

АККОР предлагает за каждую голову сверх двух коров платить по 10 тыс. руб. – и крупным хозяйствам, и крестьянским, фермерским хозяйствам. Это – реальный путь увеличения поголовья коров.

– Как фермерское сообщество восприняло закон об агростраховании с господдержкой, вступивший в силу с 1 января 2012 года?

– Значительная часть территории нашей страны в силу природных условий находится в зоне рискованной сельскохозяйственной деятельности. Достаточно сказать, что в последние четыре года засуха не щадит наших сельхозпроизводителей. Ясно, что агрострахование крайне востребовано в нашем сельском хозяйстве, но сегодня эта сфера у нас крайне запущенна. Поэтому принятие федерального закона «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования» стало важным шагом.

Но пока этот закон работает слабо. Причин несколько. Во-первых, практика его применения выявила ряд существенных недостатков. Так, например, возникла необходимость разработать индивидуально для каждого региона критерии опасных природных явлений – нужна их характеристика, масштаб и частота. Объективные данные на этот счет могут быть составлены только при участии государства. Пример другого рода – несовершенство проведения экспертизы по договору сельскохозяйственного страхования в случае разногласий относительно факта наступления страхового случая, размера причиненного страхователю ущерба и срока его возмещения.

Но, пожалуй, главная причина – у крестьян нет доверия к страховым компаниям. И оснований для этого у них предостаточно. Немало случаев, когда страховые компании увиливают от выполнения своих обязательств.

В страховом деле крестьянам нужны надежные, проверенные партнеры, нужна уверенность в том, что в случае ЧП они без промедления и в полном объеме получат страховое возмещение.

Беседу вела Вера Зелинская

Источник: журнал «Аграрное обозрение», №3, 2013 год


В России стартовал третий этап масштабного образовательного проекта Россельхозбанка «Школа фермера». Открыли двери «Школы» в 27 регионах для почти 1000 слушателей Председатель Правления Россельхозбанка Борис Листов и заместитель Министра сельского хозяйства РФ Оксана Лут. Общая география проекта увеличилась в 10 раз за год до 41 региона, а среди новых направлений подготовки появился сельский туризм.

Россельхозбанк совместно с компанией «ВетЭксперт», которая первой запустила сервис телемедицины для животных, создали программу поддержки «Телеветеринар» по вопросам животноводства для фермеров в дистанционном формате. Ветеринары и зоотехники в режиме 24/7 готовы выйти на онлайн-консультацию с фермером и оказать квалифицированную помощь сельскохозяйственным животным.

Россельхозбанк совместно с партнером «ИнноГеоТех» запустили первый прототип сервиса «Землевед», который позволит фермерам сдать образец почвы на комплексный агрохимический анализ (макро- и микроэлементы), а уже в  следующем релизе и получить рекомендации по схеме внесения удобрений. Благодаря современному оборудованию теперь можно с максимальной точностью определить состав почвы и выявить потенциальные угрозы для будущего урожая. Применение сервиса позволит увеличить урожайность: результаты анализа помогут фермерам подобрать подходящие для выращиваемых культур удобрения.
Пакетное предложение «Агроном Онлайн» на базе сервиса СкайСкаут стало доступным на сайте «Своё Фермерство» Россельхозбанка. Теперь каждый агропредприниматель сможет отслеживать актуальное состояние культур с помощью широкого набора удаленного инструментов, фиксировать их состояние в поле, своевременно получать агропредупреждения о ключевых рисках в сезоне и планировать ключевые технологические операции. Сервис СкайСкаут – для тех, кто хочет принимать грамотные решения в управлении агропроцессами, получать экспертную технологичную помощь доступно и легко.

Россельхозбанк объявил набор слушателей проекта «Школа фермера» в Тульской области

В течение двух месяцев с сентября по ноябрь 2021 слушатели пройдут 252-часовой теоретический курс профессиональной переподготовки. Участник «Школы фермеров» могут выбрать одну из двух наиболее востребованных в регионе специализаций («Животноводство» или «Растениеводство»). Слушатели курса, успешно защитившие свои бизнес-проекты, получат дипломы о переподготовке государственного образца, а также возможность претендовать на грантовую поддержку своих предпринимательских инициатив. Финансирование осуществляется за счет средств Россельхозбанка.