04.08.2013 21:46
В рамках Всемирной торговой организации условно меры поддержки государством делят на три категории – зеленую, голубую и желтую (или янтарную) «корзины».
К зеленой корзине относится: компенсация потерь от стихийных бедствий, внедрение в производство передовых научных достижений, поддержка сбытовой, информационной, финансовой и транспортной инфраструктуры, затраты на страхование урожая, развитие информационного обеспечения в сельской местности, модернизация сельской инфраструктуры, научные исследования, ветеринарные услуги, выставочное дело и тому подобное.
Почти все страны ЕС половину национальных сельскохозяйственных бюджетов расходуют на структурную политику: модернизация и укрупнение ферм, улучшение земли и других сельскохозяйственных ресурсов, улучшение оперативной деятельности фермеров, сокращение производственных издержек и развитие районов с неблагоприятными условиями. А по данным американских исследователей, впечатляющий прирост экономики сельского хозяйства США за последние десятилетия на 50% был обеспечен государственными вливаниями в сельскохозяйственную науку.
Голубая корзина включает в себя меры, направленные на ограничение размеров используемых сельскохозяйственных угодий и поголовья скота, а также компенсации при добровольном сокращении фермерами объемов производства менее востребованной продукции. Например, в США субсидируется сокращение производства пшеницы путем засева земель сидеральными культурами.
В желтую корзину включают прямые субсидии, которые стимулируют производство, т.е. прямое финансирование той или иной культуры на гектар посева или поголовья скота. Сюда входят компенсации части стоимости удобрений, химикатов и прочее, а также различные льготы для покупки ГСМ. Меры поддержки из янтарной корзины в развитых странах с каждым годом сокращаются путем перераспределения средств в зеленую корзину. Коль скоро наша страна намерена войти в ВТО, нам следует знать, что одним из условий вступления является максимальное сокращение выплат по желтой корзине.
Многообразие цен для фермера
Развитие сельского хозяйства напрямую зависит от прибыльности труда фермера. Это понимают в развитых странах и осуществляют политику регулирования цен. Так, в США существуют 2 вида цен.
Целевые или гарантированные. Реализация фермерской продукции происходит по рыночным ценам, которые могут быть выше, ниже либо равны целевым. Но в конце года (иногда и в течение года по авансовым платежам) фермер получает разницу между целевой ценой и ценой реализации, если последняя ниже. Таким образом, именно целевая цена является экономической реальностью для американского фермера, т.е. окончательной ценой реализации, которую стали называть гарантированной.
Залоговые цены (залоговые ставки). В соответствии с положениями Сельскохозяйственного закона 1985 г., фермерам США предоставлено право произведенную ими продукцию продать на свободном рынке, реализовать по контрактам, заложить на хранение непосредственно в хозяйстве в ожидании более высоких цен на рынке, сдать под залог в Товарно-Кредитную Корпорацию. В последнем случае заложенная продукция в течение 9 месяцев может быть выкуплена фермером. Если этого не произойдет, то она переходит в собственность ТКК, а фермер получит за нее денежную компенсацию по залоговой цене (ставке) за вычетом издержек за хранение. Залоговая цена (ставка) представляет собой нижний предел гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию. Если в течение 9 месяцев мировые цены окажутся ниже залоговой ставки, то фермер может выкупить сданную продукцию по ценам мирового рынка. Тем самым фермер получает чистую прибыль из-за разницы между залоговой ставкой и ценой мирового рынка.
Общей основой ценообразования в АПК зарубежных стран является приведение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию в соответствие с необходимыми затратами на ее производство и реализацию. При этом стремятся учитывать уровень и динамику мировых цен. Важнейшей функцией цены остается регулирование доходов сельского хозяйства для дальнейшего развития отрасли.
В странах ЕС функционирует несколько иной ценовой механизм: на сравнительно высоком уровне установлены целевые или ориентирные цены, гарантирующие средним и крупным по размерам производства фермерским хозяйствам определенный уровень дохода. Функцию минимальных цен выполняют цены вмешательства. По этим заранее фиксированным ценам сельскохозяйственную продукцию у фермеров закупают государственные закупочные организации, что является действенным средством против снижения рыночных цен ниже установленного минимума.
Помочь потребителю, не обидев добытчика
В США поддержка сельского хозяйства осуществляется в рамках самых разнообразных программ. Одна из них – «Продовольственная помощь», по которой из госбюджета выделяются очень большие средства. Суть этой программы в том, чтобы при обоснованном повышении цен на продовольствие, например, из-за неурожая, не пострадали малоимущие люди, но и фермеры не остались в обиде. Для этого в Штатах работает система талонов – Food Stemps – и программы детского питания.
Если бы у нас в стране действовала такая программа, то в этом неурожайном году ситуация складывалась бы следующим образом. Так как из-за засухи пшеница нынче дорогая, соответственно, и цена на продукты из нее (мука, хлеб, макаронные изделия) была бы высокой, допустим, за буханку хлеба не 45, а 70 тенге. А государство не заставляло бы путем административного давления мукомолов и пекарей работать себе в убыток, а профинансировало бы выдачу продовольственных талонов для малоимущего населения. Не забыв при этом проконтролировать на будущий год снижение цен в случае богатого урожая. Таким образом, путем вливания денег во внутренний рынок, правительство поддержало бы сельхозпроизводителей.
Снижение рисков для канадских тружеников
В Канаде фермер может получить субсидию в случае уменьшения совокупного дохода от всей деятельности своего хозяйства, независимо от того, при производстве какого продукта понесены убытки.
Выплаты рассчитываются на основе сравнения дохода со средним по стране фермерским доходом за последние пять лет. Чистый доход рассчитывается на основе выручки и расходов на всю производственную деятельность фермера при определенной системе учета запасов (оборотных активов, включая нереализованную продукцию). Если чистый доход падает ниже среднего нормативного уровня, то фермеру выплачивается субсидия, которая зависит также от степени падения дохода. Платеж предоставляется в течение 60-90 дней после предоставления финансового отчета.
В случае стихийного бедствия фермеры Канады получают не только субсидии, но даже больше. Государством разработана программа дополнительной помощи, которая направлена на ликвидацию временных лагов между моментом стихийного бедствия и моментом получения помощи в рамках основной программы. Финансирование предоставляется на: восстановление и возобновление деятельности (например, расчистка и дезинфекция территории животноводческой фермы, пострадавшей от урагана, ремонт построек); борьбу с последствиями (вакцинация в случае риска заражения инфекциями или распространяющейся эпидемии); покрытие ущерба, не покрываемого частной страховкой; утилизацию пострадавшей продукции, которая не может поступить на рынок; увеличение денежной наличности для продолжения текущих операций.
Как обстоят дела с засухой
В зарубежных странах, в отличие от нас, хорошо развита и действует система страхования, в которой государство принимает самое активное участие. Поэтому в случае засухи и гибели части урожая от нее, как в этом году, фермеры получают компенсацию без бюрократических проволочек. К тому же в США, например, если какой-либо регион из-за аномальных температур объявлен зоной стихийного бедствия, сельхозпроизводитель получает дополнительные средства, покрывающие затраты на так и не собранный урожай. Действует также система пролонгации кредитов.
К тому же выше мы уже писали о том, что в развитых странах государство «разрешает» повышение цен на продукцию сельского хозяйства и производящихся из нее товаров.
Налоговые преференции в США
Облегчение налогов не является субсидированием и не входит ни в одну из вышеуказанных корзин, однако является существенной поддержкой фермерам. И снова здесь хочется рассказать об американском опыте.
Помимо того, что фермеры штатов оплачивают налоги с прибыли, а не с дохода, они имеют право применить методы ускоренной амортизации сельскохозяйственной техники и её переоборудования на более высоких уровнях. Это позволяет им значительно уменьшать размеры дохода облагаемого налогом, с которого налоги будут оплачены по более низким ставкам. В результате, чем большее количество техники, оборудования, приобретает фермер, тем меньшее количество налогов он заплатит в этом году и в период следующей амортизации.
Чтобы стимулировать инвестирование капитала фермера в технические нововведения, существуют следующие налоговые законы: учреждение налоговых скидок на увеличение инвестирования и бюджетная компенсация налоговых платежей за увеличение инвестирования.
Оказание поддержки не производится всем фермерам подряд, в разных странах существуют условия, которые нужно выполнять. Так, в странах ЕС, для того, чтобы получить доступ к прямым выплатам, фермеры должны соблюдать требования безопасности агропродовольственной продукции, гуманного отношения к животным и единым стандартам защиты окружающей среды. В США, для получения права на участие в некоторых программах, производители, чей средний за три года доход до налогообложения которых превышает 5 млн долларов, должны показать, что более 75% их доходов происходит от сельскохозяйственной деятельности.
Снижение рисков для канадских тружеников
В Канаде фермер может получить субсидию в случае уменьшения совокупного дохода от всей деятельности своего хозяйства, независимо от того, при производстве какого продукта понесены убытки.
Выплаты рассчитываются на основе сравнения дохода со средним по стране фермерским доходом за последние пять лет. Чистый доход рассчитывается на основе выручки и расходов на всю производственную деятельность фермера при определенной системе учета запасов (оборотных активов, включая нереализованную продукцию). Если чистый доход падает ниже среднего нормативного уровня, то фермеру выплачивается субсидия, которая зависит также от степени падения дохода. Платеж предоставляется в течение 60-90 дней после предоставления финансового отчета.
В случае стихийного бедствия фермеры Канады получают не только страховку и субсидии, но даже больше. Государством разработана программа дополнительной помощи, которая направлена на ликвидацию временных лагов между моментом стихийного бедствия и моментом получения помощи в рамках основной программы. Финансирование предоставляется на: восстановление и возобновление деятельности (например, расчистка и дезинфекция территории животноводческой фермы, пострадавшей от урагана, ремонт построек); борьбу с последствиями (вакцинация в случае риска заражения инфекциями или распространяющейся эпидемии); покрытие ущерба, не покрываемого частной страховкой; утилизацию пострадавшей продукции, которая не может поступить на рынок; увеличение денежной наличности для продолжения текущих операций.
Как обстоят дела с засухой
В зарубежных странах, в отличие от нас, хорошо развита и действует система страхования, в которой государство принимает самое активное участие. Поэтому в случае засухи и гибели части урожая от нее, как в этом году, фермеры получают компенсацию без бюрократических проволочек. А в США, например, если какой-либо регион из-за аномальных температур объявлен зоной стихийного бедствия, сельхозпроизводитель получает дополнительные средства, покрывающие затраты на так и не собранный урожай. Максимальный объем кредита по этой программе составляет 80 процентов стоимости объема понесенного ущерба и достигает 500 тысяч долларов. Кредиты, возмещающие потерю урожая, скота и движимого имущества, выдаются под низкие проценты и выплачиваются должниками обычно на протяжении семи лет, а в отдельных случаях – 20 лет. Кредиты за потерю недвижимого имущества выплачиваются обычно на протяжении 30 лет, а в некоторых случаях – 40 лет.
Кроме того, действует реальная система пролонгации кредитов (в отличие от нас, когда местные акимы различными способами «уговаривают» крестьян обойтись своими силами), а также предоставляется возможность взять дешевый кредит.
К тому же выше мы уже писали о том, что в развитых странах государство в случае действительной необходимости «разрешает» повышение цен на продукцию сельского хозяйства и производящихся из нее товаров.
Налоговые преференции в США
Облегчение налогов не является субсидированием, однако является существенной поддержкой фермерам. И снова здесь хочется рассказать об американском опыте.
Помимо того, что фермеры штатов оплачивают налоги с прибыли, а не с дохода, они имеют право применить методы ускоренной амортизации сельскохозяйственной техники и её переоборудования на более высоких уровнях. Это позволяет им значительно уменьшать размеры дохода, облагаемого налогом, с которого налоги будут оплачены по более низким ставкам. В результате, чем большее количество техники, оборудования, приобретает фермер, тем меньшее количество налогов он заплатит в этом году и в период следующей амортизации.
Чтобы стимулировать инвестирование капитала фермера в технические нововведения, существуют следующие налоговые законы: учреждение налоговых скидок на увеличение инвестирования и бюджетная компенсация налоговых платежей за увеличение инвестирования.
Оказание поддержки не производится всем фермерам подряд, в разных странах существуют условия, которые нужно выполнять. Так, в странах Евросоюза, для того, чтобы получить доступ к прямым выплатам, фермеры должны соблюдать требования безопасности агропродовольственной продукции, гуманного отношения к животным и единым стандартам защиты окружающей среды. В США для получения права на участие в некоторых программах производители, чей средний за три года доход до налогообложения превышает 5 млн долларов, должны доказать, что более 75% их доходов происходит от сельскохозяйственной деятельности.
Банкир должен знать, что такое фермерство
Один из факторов, позволяющих американским фермерам успешно вести свое хозяйство, это доступность кредитного финансирования. Фермер имеет широкий доступ к различным источникам кредитования. Один из таких источников – банки.
Требования к сотрудникам банков, которые будут заниматься кредитованием фермеров, не сравнить с нашими: они должны не только разбираться в банковской сфере, но еще и иметь специальную маркетинговую подготовку, обладать определенными чертами характера (дружественность, учтивость, терпеливость и т.д.), и самое главное – они должны хорошо знать, что такое сельское хозяйство, знать, как и чем живет фермер. Эти специалисты зачастую выезжают на ферму, которую будет кредитовать банк, чтобы видеть, на что действительно идут деньги и как развивается кредитуемое хозяйство – видеть результаты своей деятельности.
Банки, ориентирующиеся на фермеров, обучают и поддерживает молодежь, организуют специальные программы для начинающих фермеров с более выгодными условиями для того чтобы начать деятельность.
Кредитование сельского хозяйства рассматривается банками США как вклад в общество – благодаря развитию агробизнеса улучшается инфраструктура небольших городов и поселков появляются комбикормовые, перерабатывающие заводы.
Кредиторы идут в сельское хозяйство еще и потому, что знают, задержка с выплатами в сельском хозяйстве минимальна, невозврат кредитов составляет 0,5%. Тем не менее, банки идут на уступки фермерам с задержкой оплаты – если им надо что-то выплачивать в марте, они могут продлить срок, например до мая.
Для получения кредита в американском банке фермеру нужно предоставить:
1) подтверждение уплаты федерального налога и проформу (наподобие бизнес-плана);
2) первый взнос за приобретаемое имущество, технику. Величина первого взноса зависит от цели кредита (например, недвижимое имущество – 20 %; животные – 25 %);
3) кредитную историю;
4) наличие залога.
Максимальный срок кредита для фермера: недвижимое имущество фермы – 20 лет; силосные башни – 15 лет; оборудование и техника – 12 лет; зернохранилища – 8 лет.
В кризис банки США, в отличие от наших, не повышают ставки и не останавливают кредитование, а, с подачи правительства, действуют совершенно наоборот. Здесь понимают, что если фермер не может взять кредит из-за высокой ставки – то он что-то купит семена или технику, а значит, не произведет продукцию. А так как вся экономика строится на потреблении, то в случае повышения ставок проигрывает экономика всей страны.
До кризиса средний процент для фермеров был равен 8% годовых. Когда случился кризис, банки занимали деньги у федеральной резервной системы бесплатно, с условием вливать эти деньги в экономику. Соответственно, разумные руководители американских банков, которые заботятся не только о собственной мошне, тоже снизили свою ставку для выдачи кредита. В 2011 году банки выдавали кредит фермерам под 4 % годовых. Ниже 4 % банк не может опускаться, так как перестанет зарабатывать на кредитах.
АгроИнформ Казахстан
(В подготовке материала была использована статья М. Драганчука Fulton Bank, опубликованная на сайте farmer-business.info)