18.06.2014 23:34
- Дмитрий Вячеславович, как Вы оцениваете ситуацию в сельскохозяйственной отрасли региона? - Любую ситуацию надо воспринимать в динамике внутренних процессов. Поэтому не совсем обоснованно сравнивать сегодня сельское хозяйство Тульской области с Калужской или Белгородской областью. Мы у себя имеем определенную данность, которая сложилась не вчера. Область более 15 лет планомерно снижалась по всем ключевым показателям, и сегодня мы имеем соответствующие результаты. Из 1,5 млн. га сельхозугодий более 500 тысяч га не обрабатываются. Не менее тяжелая ситуация с производством молока. С середины 1990-х наблюдалось неуклонное снижение поголовья, соответственно снижалось производство молока, закрывались фермы, прекращали существование целые хозяйства. Если в 1997 году в области произведено порядка 400 тысяч тонн молока, то в 2013 году – только 173 тысячи тонны. Но одно дело – констатировать проблемную действительность и совсем другое – пытаться переломить ситуацию, поставив соответствующие задачи: вернуть брошенные земли в сельскохозяйственный оборот, увеличить валовой сбор зерновых и других культур, остановить спад производства молока, восстановить поголовье КРС. И такая работа уже ведется. - Был период, когда Тульская область демонстрировала неплохие результаты по производству свинины и птицы. - В 2013 году было произведено 100 тысяч тонн мяса скота и птицы в живом весе. Но дело в том, что производство мяса, птицы, да и яйца куриного базируется на работе нескольких крупных предприятий. Остановка любого из них тут же резонансно отражается на общей картине. Как только прекратили производство Заокская и Суворовская птицефабрики (две из четырех действующих в регионе), так сразу показатели по производству куриного яйца скатились вниз. Аналогичная ситуация с производством мяса. Африканская чума свиней в племенном хозяйстве «Лазаревское» – сразу значительный минус в общем объеме производства мяса. Причины падения разные. Но не стоит забывать о том, что сегодня все сельскохозяйственные предприятия находятся в частных руках. Эффективность работы этих предприятий зависит в первую очередь от владельцев и управляющих менеджеров. Поэтому перекладывать ответственность на государство в подобных ситуациях, это удобно, конечно, но, мягко говоря, не совсем правильно. К сожалению, после остановки, банкротства крупного производителя не приходится рассчитывать на мгновенное его замещение, поскольку строительство или реконструкция аналогичных производств требует времени, средств. Сказанное не означает, что работать в этом направлении не надо. Дорогу осилит идущий. Показателен пример с Лазаревским, где руководство не опустило рук. Лишившись полностью поголовья свиней, хозяйство продолжает выполнять весь комплекс полевых работ на площади более 20 тысяч га, продолжает заниматься производством молока, откормом быков. Одновременно заканчивает реконструкцию мясоперерабатывающего комбината, который начнет свою работу в самое ближайшее время. А через год появится возможность возобновить свиноводство. Продолжая тему свиноводства, скажу больше. Сейчас в регион готовится зайти потенциальный инвестор с проектом строительства свинокомплексов с общим поголовьем 360 тысяч голов. Для сравнения, в Лазаревском, крупнейшем хозяйстве региона до эпидемии АЧС, содержалось порядка 60 тысяч голов. В настоящее время идут переговорные процедуры, готовится проект инвестиционного соглашения. - От аграриев часто слышишь, что отрасль в ближайшие пять лет может остаться без кадров. Как новый инвестор собирается решать такую проблему для огромных свинокомплексов, если уже сегодня на селе нет рабочих рук? - Техпроцессы в сельхозпроизводстве во многом автоматизированы. Время не стоит на месте, численность занятого в сельском хозяйстве населения сокращается. Например, если в «Знаменском» Куркинского района раньше трудились 400 человек, то теперь – 70. Однако, и в этих условиях на селе чувствуется нехватка квалифицированных специалистов. Мы взаимодействуем со многими учебными заведениями с тем, чтобы привлекать выпускников соответствующих специальностей на работу в наши хозяйства. Но далеко не все хотят жить и трудиться на селе. Для того, чтобы привлечь молодежь в сельскую местность, в селе должны быть условия для жизни не менее комфортные, чем в городе, или приближенные к этому. Нужна обеспеченность благоустроенным жильем, нужны современные объекты досуга, школы, медучреждения, дороги. Проще говоря, необходимо все то, что делает нашу жизнь комфортной и удобной. - Кто все это должен делать – сельхозпредприятия или государство? - Думаю, что это совместная работа. Проблем накопилось в сельской местности много, одним махом их не решить, в одночасье все в сказку не превратить. С точки зрения усилий государства, правительства Тульской области в этом направлении – скажу, что на протяжении ряда лет довольно успешно работала программа социального развития села. По программе газифицировались села и деревни, снабжались водой, предоставлялись субсидии на покупку и строительство жилья, ежегодно выдавалось 50-60 сертификатов на получение субсидий из регионального и федерального бюджетов на покупку, строительство жилья. С этого года действует новая программа, которая предусматривает помимо привычных направлений по газификации, водоснабжению, улучшению жилищных условий, возможность строительства плоскостных спортивных сооружений, школ, ФАПов. То есть новая программа как раз направлена на системное, комплексное развитие сельских территорий, чтобы сделать жизнь на селе более комфортной и привлекательной. Всего по Программе устойчивого развития сельских территорий в этом году планируется выделить 180 млн. рублей, из них 72 млн. федеральных и 108 млн. рублей областных средств. - Следует ли из этого, что в ближайшие год-два тульское село может начать подъем? - Все мы слышали послание губернатора, в котором поставлены конкретные задачи по развитию сельского хозяйства. К выполнению поставленных губернатором задач мы должны стремиться. Легко ли это сделать? Нелегко, но на то они и задачи, чтобы быть трудными. А все, что легко – это задачки… Конкретика задач такова: обеспечить в 2016 году валовой сбор зерна в объеме 2 млн. тонн в год, производство мяса скота и птицы в живом весе на убой в объеме 100 тыс. тонн, увеличить объемы производства молока – 200 тыс. тонн. Реально ли увеличить валовой сбор зерна практически вдвое? Прецедент такого урожая в истории региона был: в 1987 году на круг было собрано 2,2 млн. тонн зерновых. Но площадь под зерновыми культурами тогда значительно превышала нынешнюю и составляла почти 840 тыс. га. Отсюда просматриваются два пути решения задачи: во-первых, увеличивать урожайность, которая сегодня, несмотря на отдельные прорывные показатели, в среднем по области за последние годы все еще низкая – 25-26 центнеров. Во-вторых, увеличивать посевные площади. И здесь резервов еще больше, хотя ситуация усложняется тем, что многие из заброшенных 500 тысяч га земель – принадлежат юридическим или физическим лицам, либо представляют собой невостребованные земельные доли. То есть это земли, которые нельзя просто взять и отдать эффективному собственнику. Это будет незаконно. Вот и получается, что земли много, но ее нет. Для начала такие земли надо изъять у недобросовестного собственника либо оформить в муниципальную собственность, если это невостребованные земельные доли. А для того, чтобы изъять земли у нерадивых хозяев и передать добросовестным аграриям, требуются судебные тяжбы. Этот путь долгий и хлопотный, но без него не обойтись. Работа в этом направлении ведется. В планах до конца 2014 года завершить работу по оформлению в муниципальную собственность невостребованных земельных долей. А это ни много ни мало порядка 100-120 тыс. га. – Какие намерения по животноводству? Что касается молочного направления, то здесь возникли положительные предпосылки. Прежде всего, выросли закупочные цены на сырое молоко – сегодня цена доходит до 20-23 рублей за литр, а ведь еще недавно эта цена составляла 12-15 рублей. Правда, одновременно дорожают материально-технические ресурсы, необходимые для ведения сельского хозяйства. Благоприятную рыночную ситуацию целесообразно дополнить мерами государственной поддержки. В совокупности это должно дать свои положительные плоды и преодолеть многолетнее снижение объемов производства молока, которое мы наблюдаем в области на протяжении последних пятнадцати лет. Действуют федеральные и региональные субсидии на молоко. Базовая ставка региональной субсидии – 1 рубль за литр произведенного молока. Немного. Но дальше идут поправочные коэффициенты, зависящие от продуктивности коровы, от динамики роста валового сбора, от роста поголовья молочных коров – до 4 рубля за литр. При условии, когда хозяйство имеет максимальные показатели в работе, то и коэффициенты будут на максимуме. В итоге региональная субсидия может достигать более 3 рублей на 1 литр, а это уже приличная прибавка к рыночной стоимости. Плюс к этому действует программа по возмещению части затрат при покупке племенного скота. В последние два года бюджет компенсировал животноводам 60 рублей за 1 кг живого веса при покупке племенного молодняка. В этом году область начнет выплачивать при покупке до 500 голов – 120 рублей на 1 кг, а если приобретается от 501 до 1000 голов, ставка увеличивается до 150 рублей за кг, свыше 1000 голов – до 175 рублей. Кроме этого, будет возмещаться и покупка товарного скота, чего раньше не было. Данная мера рассчитана, в первую очередь, на относительно некрупные хозяйства, например фермерские, для которых покупка дорогостоящего племенного скота непосильна. Рассматривается также возможность поддержки инвесторов, планирующих строительство новых ферм, в части компенсации стоимости строительства и оборудования. - Вы обмолвились о фермерах. От них самих приходилось слышать, что государство больше внимания уделяет крупным агропромышленным комплексам. Мелкие хозяйства оказываются в тени. - На самом деле на фермеров распространяются абсолютно такие же меры поддержки, как и на всех остальных: погектарная поддержка 400 рублей, возмещение процентных ставок по кредитам, возмещение части затрат на покупку элитных семян, субсидии за произведенное молоко. Но есть еще программы, которые разработаны специально для фермеров, в частности, по возмещению части затрат за покупку товарного скота, Программа по поддержке начинающих фермеров, семейных животноводческих ферм. Важно отметить, что последние две программы предполагаю выплату грантов, то есть по сути – это авансирование намерений хозяйства. В прошлом году сумма таких грантов была 900 тысяч рублей. В этом она увеличена до 1,5 млн. - В последнее время все чаще затрагивается тема кооперации на селе. Понимается она всеми совершенно по-разному: от возможности скооперироваться для решения частных проблем до объединения разрозненных хозяйств в большие кооперативы. Что в этом направлении намереваются делать региональные власти? - Два года назад мы собирали областное совещание на тему кооперации. Тогда она не нашла своего должного одобрения. Сейчас ситуация меняется, стереотипность мышления меняется. Прошло два съезда сельскохозяйственной кооперации, люди стали задумываться. На региональном уровне мы ведем работу в данном направлении. Выясняем сейчас намерение людей объединяться. В наших планах – реализация со следующего года программы поддержки сельскохозяйственной кооперации, в части становления новых кооперативов, развития их материально-технической базы и проч. А сегодняшняя работа – это способ понять, куда именно и как правильно направить усилия, чтобы избежать ошибок при подготовке программы.Задача в том, чтобы программа работала, помогала людям. Но при этом сами крестьяне должны понять, что создание кооперации – это дело их собственной инициативы. Создавать кооперативы с помощью административных рычагов неправильно и непозволительно, с точки зрения, современных законов. При этом кооператив как форма объединения хозяйствующих субъектов должен служить для решения проблем, связанных со сбытом, технической обеспеченностью, переработкой и многим другим. И если идея окажется жизнеспособной, государство будет финансово поддерживать ее. - Позвольте вернуться к теме субсидий. Когда об этом заходит разговор с нашими аграриями, они приводят в пример своих западных коллег, которые получают до нескольких сотен евро за гектар сельхозугодий – против наших 400 рублей. Есть мнение, что если бы наши хозяйственники получали пусть не 400 евро, а хотя бы 2 тыс. рублей, что оговорено кабальными условиями ВТО, то наше сельское хозяйство уже вышло бы на качественно иной уровень жизни. То же самое можно было бы сказать и о молоке. Есть ли перспективы повышения субсидий? - Перспективы такие есть. Погектарное субсидирование – как раз та мера, которую можно и нужно наращивать. По сути погектарная оплата заменила собой компенсацию части затрат на удобрения, средства защиты растений, а также льготные ГСМ. Но если сложить те три меры поддержки, то они в сумме получаются больше, чем сегодняшняя погектарная поддержка. В 2012 году, когда последний раз компенсировались затраты, если пересчитать в рублевом эквиваленте, в среднем по области получалось на гектар более 800 рублей. В прошлом году при прямом субсидировании мы выплатили по 600 рублей за гектар. В этом пока 400. То есть совершенно очевидно, что погектарная поддержка может и должна расти. - Позвольте поблагодарить вас за содержательную беседу. Тульский областной союз работодателей