11.08.2014 19:41
Торговые сети познали полевую жизнь с Картофельным союзом России на полях агрофирмы «Дмитровские овощи» (Московская область). Здесь прошел провел «круглый стол» производителей картофеля и овощей с торговыми сетями. Событие не рядовое. Тем более, в период конфликта с поставщиками из Европы и Америки. Слово «санкции» почти не звучало, однако, подразумевалось. Прежде всего, речь шла о том, как увеличить процент российских картофеля и овощей на прилавках торговых сетей. Разговору этому многие годы и сводится он к одному: цена урожая и преграды на пути к прилавку, которые сформировали вал «внутренних санкций» против производителей. И главное даже, как ни странно, не торговые сети. Главное в том, что рынок картофеля в России остается «партизанским». Как заявил исполнительный директор Картофельного союза России Анатолий Красильников, на рынке 21 процент мытого и 52 процента немытого картофеля – «неизвестного происхождения». То есть место производства (страна и регион) не установлено достоверно. По мнению Красильникова, отношение МСХ РФ к картофельному рынку «неадекватно». Федеральное ведомство пользуется данными Росстата, которые утвердили в сознании общества и руководства страны представление, будто 82 процента клубней в стране производят ЛПХ (24,8 млн т), 7 процентов – фермеры (2,1 млн т), сельхозпредприятия, согласно Росстату, производят 3,3 млн тонн (11 процентов). При этом само статистическое ведомство не скрывает, что методика подсчета, мягко говоря, весьма далека от совершенства. В этой связи и государственная политика в части картофелеводства получается «кривая». Финансирование научных исследований в части новых сортов и болезней картофеля либо сокращены до минимума, либо прекращены вовсе. Раз картошка – дело личное, то огородники пусть сами работают «мичуриными» и вирусологами по совместительству. Результат таков: 95-100 процентов семенного картофеля в крупных хозяйствах – импорт. Любое политическое влияние или претензии Россельхознадзора остановят профессиональное производство, которое год от года набирает обороты. Пример – весна, когда до последнего дня перед посевной не было ясно: разрешит Россельхознадзор ввоз семян картофеля из Голландии или нет? Если бы не настойчивость Картофельного союза, не его дипломатическая находчивость посевная была бы на грани срыва, и ситуация на рынке стала бы вообще не предсказуемой, считает руководитель аппарата союза Татьяна Губина. Союз сегодня объединяет 54 компании из 20 регионов России. Дальше идут тоже «далеко не мелочи» - в основном импортные машины (своих почти нет), дефицит кадров отрасли (а это государственное дело), налоговая и ценовая политика, которая не «бодрит» развивать производство до претензий на экспорт. Теперь о сбыте: собственно о торговых сетях. Проблема споров с ними о качестве продуктов перезрела. Как сказал генеральный директор «Дмитровских овощей» Сергей Филиппов, «если в Европе после договора с сетью я могу спокойно идти в инжиниринговую компанию и покупать оборудование для мойки и упаковки, то у нас такой уверенности никто не дает». Закон о торговле практически не работает. При этом «Дмитровские овощи» поставляют «борщевой набор» премиум-класса. Надо признать, что разрыв в культуре сортировки, упаковки и ритмичности поставок между требованиями торговых сетей и возможностями производителей сокращается медленно. Преодолеть этот разрыв могут единичные хозяйства. Очевидны две вещи: торговым сетям удобнее работать с импортом, чтобы не снижать качество товара, а государству необходимо разработать программу переоснащения производителей картофеля и овощей с соответствующими дотационными преференциями при закупках оборудования. Конечно, в условиях, когда «не до жиру», есть и другой путь – «уговорить» торговые сети снизить уровень требований (у государства найдутся способы воздействия, тем более, в условиях санкций). Но этот путь вряд ли будет продуктивен, поскольку затормозит модернизацию хозяйств и их выход на мировой уровень. Однако, до торговых сетей должен дойти главный сигнал, который сейчас посылает им картофельный и овощной рынок: навести порядок в закупках. Ни один из участников «круглого стола» не смог заявить, что у него нет проблем с сетями. Если это не прямые поборы при определении качества, то, как минимум, расходы на обратную разгрузку, если товар без объяснений «завернули обратно». Сети должны понять, что в нынешних условиях разговор с ними может быть гораздо короче, чем обычно. Лучше проявить добрую волю и сделать шаг навстречу. Дорога будет недолгой. О том, что отечественные хозяйства уже далеко не те, что были в начале 90-х, свидетельствует хотя бы тот факт, что для разговора между собой и с сетями был выбран не сельский клуб с трибуной и графином, не помпезный отель в Москве, а поле с опытными делянками и выставкой мировой техники, с шатрами, микрофонами и свежими соками из собранных тут же овощей. Это говорит о том, что Европа имеет все меньше оснований учить нас щи варить. По крайней мере, в это хотелось бы верить, если здравый смысл существует. 12/08/2014 Игорь Абакумов «Крестьянские ведомости»