Главная \ Актуально    \ Фермеры Сафроновы двадцать три года ждут строительства щебеночной дороги.      

Фермеры Сафроновы двадцать три года ждут строительства щебеночной дороги.

« Назад

10.09.2014 06:26

Фермер Сергей Васильевич Сафронов и его сыновья Александр и Сергей для Тульской области люди известные и во многом символичные. Еще в далеком 1992 году они первыми в регионе совершили прорыв к современным методам ведения сельского хозяйства. За 23 года их общий земельный надел вырос со 100 га до 2300, а из одного фермерского хозяйства со временем образовалось три. Общий сбор зерновых с их полей такой же, как в советские годы со среднестатистического района области – около 8 тысяч тонн.   В принципе высокими урожаями и большим валовым сбором уже никого не удивишь. Но фермеры Сафроновы и сегодня задают новые тональности в аграрной жизни региона. Они подают пример успешной кооперации. Понятно, что Сафроновы – одна семья, но не только формально, но и по существу они все-таки возглавляют три разных хозяйства – Возрождение, Лилию и Шанс. Площади пахотных земель составляют соответственно 400, 800, и 1000 га. А это три разных метода работы, три разных интереса и, в конце концов, три разных финансовых составляющих. При этом все три хозяйства объединены в кооператив, и тот факт, что кооперация создана на основе семейных взаимоотношений, лишний раз подтверждает, что членов кооперации сплачивают доверие и общие ценности. Пока кооператив решает вопросы по совместной закупке расходных материалов: удобрений, пестицидов и гербицидов, топлива, - а также по совместной реализации урожая. Проблем здесь предостаточно. Например, в этом году у озимых, которые собрали Сафроновы, клейковина составляет 34,6, то есть зерно соответствует 1 классу. Но перекупщики готовы заплатить за продукцию только по третьему классу. Естественно, что Сафроновы положили зерно на хранение в собственное хранилище и будут ждать более подходящей цены. Теперь представим, что в кооперацию объединились и другие фермеры, в таком случае вопрос о цене и сбыте продукции решался бы на другом уровне. Как организован кооператив Сафроновых? Кооператив по Уставу получает 1 % с дохода фермерских хозяйств. Председатель выбирается на общем собрании дольщиков и ежегодно сменяется. В принципе председателем кооператива может быть любое привлеченное лицо, но пока ограничиваются собственными ресурсами, тем более, что каждый из членов семьи имеет соответствующее образование. За 23 года семья Сафроновых подросла. За эти годы выросло третье поколение, три внука пошли по родительским стопам, получают высшее с\х образование, четвертый в десятом классе и тоже готовится к поступлению в с\х институт. Все семеро Сафроновых работают летом в полях. Жена Сафронова Валентина Алексеевна – экономист хозяйства, невестки – бухгалтеры. Вот, казалось бы, классическая форма ведения семейного фермерства, и в любой европейской стране такие хозяйства ставятся во главу угла. Что же у нас? У нас, когда надо привести в пример образцово-показательный случай фермерства, вспоминают о Сафроновых. О них рапортуют с высоких трибун и отчитываются перед высоким начальством. При этом государство так и не сделало ответный шаг в помощь Сафронову, а теперь уже и его сыновей, в рамках государственно-частного партнерства. Дело в том, что еще в 1992 году, когда Сергей Васильевич брал первые 100 га земли, у него был выбор для строительства. Два предполагаемых участка полей располагались близ дорог, но районные власти уговорили его взять отдаленный участок и дали обещание провести сюда дорогу уже в течение ближайшего года. Обещание так и не выполнили. Хотя в той или иной форме за эти годы его повторяли разные представители власти. Даже дилетанту понятно, как тормозит развитие хозяйства отсутствие дороги, которая не превращалась бы в грязную канаву после каждого дождя. Завозить химию и дизтопливо приходится либо в морозы, либо летом в засуху. А это более 100 тонн горючего, 1000 тонн удобрений и средств защиты. Вывоз урожая тоже осуществляется с трудом. Зимой расчищают проселок своим бульдозером, и сколько раз бывало, что в застрявший Камаз с прицепом приходилось впрягать трактор и рвать технику.   Но дело даже не в этом. Сафроновы готовы диверсифицировать хозяйство, глава семьи стал развивать животноводство, взял на откорм 50 голов бычков, в 2014 году выиграл грант по разведению овцеводства. По большому счету Сафронов-старший готов взяться за самое сложное направление – молочное животноводство. Но все упирается опять же в дорогу, потому что молоко – это ежедневный вывоз продукции.   Так что сегодня проблема назрела окончательно. Сафронов готов и сам участвовать в строительстве в рамках программы «Народный бюджет». Готов заплатить за всех жителей в округе. При этом в программе не прочь поучаствовать и сосед Сафронова – фермер Стародубцев, который тоже заинтересован в строительстве дороги, поскольку она вела бы ко многим его сельхозугодиям. Не будем забывать, что дорога – это еще и решение демографической проблемы. Деревня Ерзовка, в которой расположена усадьба Сафроновых, в свое время практически вымерла – опять же из-за отсутствия сносной дороги. Разберемся, какая же дорога нужна фермерам? Отнюдь не асфальтированное шоссе. Хотя всем известно, что, например, в Европе, которую у нас любят ставить в пример, асфальтированные дороги ведут даже к отдельно расположенным хуторам. Сафроновы ратуют за то, чтобы государство помогло им отсыпать 5 км щебеночного проселка. Такая дорога не требует проектной документации, а стоимость ее прокладки обойдется в 12-15 млн рублей. Сумма не такая уж катастрофическая для бюджета, если учесть, какое значение имеет для региона куст из нескольких передовых фермерских хозяйств. И еще один штрих. Будучи депутатом Новомосковского законодательного собрания, Сафронов-старший ни разу не обмолвился словом о необходимости провести дорогу в свой удел. За пять лет он решил много важных вопросов для районного сельского хозяйства, но только не свой. Нынешнее правительство региона уделяет большое внимание развитию дорожной сети. И это правильно. Вероятно, пришла пора выполнить давнее обещание проложить еще одну маленькую, но столь важную дорогу.   Мы попросили прокомментировать сложившуюся ситуацию министра сельского хозяйства Тульской области Дмитрия Вячеславовича Миляева: насколько вероятно строительство дорог к подобным хозяйствам?   Он рассказал: Строительство дорог в сельской местности идет обычно по программе дорожного строительства. Но со следующего года в рамках федеральной программы Минсельхоза РФ, направленной на развитие села, также предполагается выделение средств на дороги, ведущие к сельхозобъектам. Их строительство будет идти на основе софинансирования из федерального, областного бюджетов и средств хозяйствующего субъекта.

Александр Кузнецов  


Заместитель председателя правительства – министр сельского хозяйства Тульской области Дмитрий Миляев провел рабочую встречу с генеральным директором АО «Щелково Агрохим» Салисом Каракотовым.